Могут ли различаться умственные способности у близнецов

Андрей Жуков

Если у двух людей полностью совпадает ДНК, кажется очевидным, что их умственные способности должны быть одинаковыми. Именно поэтому однояйцевых близнецов десятилетиями использовали как идеальную модель для изучения влияния генов на интеллект. Но новое исследование, опубликованное в журнале Acta Psychologica, показывает, что интеллект близнецов может заметно различаться. Причем различия могу быть почти такими же, как у двух незнакомцев. И ключ к этому различию, по мнению ученых, кроется не в генах, а в образовании.

Могут ли различаться умственные способности у близнецов. Ученые рассказали, могут ли разлечаться умственные способности однояйцевых близнецов. Фото.

Ученые рассказали, могут ли разлечаться умственные способности однояйцевых близнецов

Когда одинаковые гены дают разные результаты

С тех пор как начались исследования близнецов, ученые стремились выяснить, что формирует человека сильнее — природа или воспитание. И долгое время казалось, что победа остается за природой. Эксперименты середины XX века, в которых участвовали разлученные при рождении близнецы, показали, что их интеллект, темперамент и даже вкусы во многом совпадают. Это воспринималось как доказательство того, что IQ передается по наследству.

Однако австралийские ученые Джаред Хорват и Кэти Фабрикант решили проверить, не слишком ли упрощен этот вывод. Они проанализировали 87 пар однояйцевых близнецов, выросших в разных условиях, и впервые учли важный параметр — различие в школьном образовании. Результат исследования оказался неожиданным: близнецы, которые учились в разных школах, демонстрировали расхождение в IQ до 15 пунктов, что сопоставимо с различием между двумя случайными людьми.

Влияние образования на интеллект

Ученые отмечают, что различия не ограничиваются конкретными учителями или программами. Важен весь контекст — качество школы, уровень требований, социальная среда, отношение к обучению и т.д. Эти факторы формируют память, логическое мышление, способность решать сложные задачи и другие умственные способности.

Влияние образования на интеллект. Умственые способности близнеуов могут так же различаться, как у чужих незнакомых людей. Фото.

Умственые способности близнеуов могут так же различаться, как у чужих незнакомых людей

Эта идея согласуется с известным эффектом Флинна, открытым в 1980-х. Новозеландский политолог Джеймс Флинн заметил, что средний показатель IQ человечества повышается примерно на три пункта за десятилетие. Никаких генетических изменений за это время произойти не могло, поэтому исследователи сделали вывод повышение связано с развитием образования, ростом уровня жизни и распространением технологий.

Интересно, что в последние годы эффект Флинна начал замедляться, а в некоторых странах — даже снижаться. Ученые связывают это с изменением образовательных систем, уменьшением количества чтения и повышением роли поверхностного восприятия информации, например, через соцсети.

Не только школа, но и окружение

Исследование Хорвата и Фабрикант не единственное, которое показывает важность среды. Например, в 2021 году нейробиологи из Гарвардского университета выяснили, что дети, выросшие в более богатых когнитивных условиях, то есть с книгами, играми и активным общением, демонстрируют более развитые связи между областями мозга, отвечающими за обучение и память. И наоборот, дефицит интеллектуальной стимуляции в раннем возрасте может замедлить формирование нейронных сетей, что в дальнейшем влияет на академическую успеваемость.

Это значит, что интеллект — не статическая величина, а динамическая система, которая изменяется в зависимости от внешних факторов. Даже у генетически идентичных людей мозг формируется под влиянием уникальных обстоятельств: учителей, друзей, культурной среды, уровня стресса и образа жизни. Ранее мы рассказывали, что на умственные способности влияет даже гигиена полости рта и пища, которую потребляет человек.

Не только школа, но и окружение. Интеллект зависит не только от генов, но также обучения, окружения и множество других факторов. Фото.

Интеллект зависит не только от генов, но также обучения, окружения и множество других факторов

Переосмысление старой дилеммы

На протяжении десятилетий спор между сторонниками наследственности и сторонниками воспитания, был центральным вопросом психологии. Сегодня все больше ученых приходят к выводу, что противопоставлять эти факторы бессмысленно. Гены задают потенциал, но реализация этого потенциала зависит от среды.

Современные исследования эпигенетики подтверждают, что окружение способно активировать или “выключать” определенные гены, влияя на когнитивные способности и даже на черты личности. Например, длительный стресс или отсутствие образовательной поддержки в детстве могут “заглушить” механизмы, отвечающие за нейропластичность — способность мозга обучаться и адаптироваться.

Обязательно посетите наши каналы Дзен и Telegram, здесь вас ждут самые интересные новости из мира науки и последние открытия!

Подводя итоги, можно сказать, что даже если природа дала одинаковый старт, конечный результат зависит от того, в какой среде развивается человек. Различия в уровне образования, общении и жизненном опыте могут изменить не только знания, но и структуру мозга. Так что, вопреки старому убеждению, интеллект — это не фиксированный показатель, записанная в генах, а процесс, который продолжается всю жизнь.

Новости партнеров
Криптовалюты восстанавливаются после крупнейшего обвала в истории. Чего трейдеры ждут от рынка дальше?
Криптовалюты восстанавливаются после крупнейшего обвала в истории. Чего трейдеры ждут от рынка дальше?
Что за приложение Telega появилось в России и безопасно ли им пользоваться
Что за приложение Telega появилось в России и безопасно ли им пользоваться
Топ-5 фишек MacBook, который выйдут в 2026
Топ-5 фишек MacBook, который выйдут в 2026