Космической отрасли нужен Ренессанс в методах освоения космоса

Илья Хель

Вывод людей за пределы планеты — сложнейшая конструктивная задача, с которой человечество когда-либо сталкивалось. И все же она была решена: мы выводим людей в космос с 1961 года. Смогут ли SpaceX и Virgin Galactic, несмотря на все препоны, расширить границы освоения космоса? Ожидает ли космическую отрасль что-то вроде Ренессанса в конструктивном дизайне?

Enterprise

Прошло 50 лет, и космос стал как ближе (с миссией NASA «Новые горизонты» к Плутону), так и дальше от нас (с потерей ракеты SpaceX в прошлом месяце), чем когда-либо прежде. Возможно, космос ждет эпоха Возрождения, благодаря частным компаниям, объединенным под эгидой New Space («Новый космос») при участии международных миллиардеров и гениев Кремниевой долины.

Новый космос

NASA

Говоря о New Space, мы имеем в виду две компании и их миллиардеров-основателей. Во-первых, это SpaceX — чрезвычайно эффективная, практичная и при всем этом лелеющая мечты о жизни людей в колониях на Марсе. Основанная Элоном Маском, SpaceX добилась колоссальных успехов: это первая частная компания, которая пристыковалась к Международной космической станции, для примера. И все же у SpaceX есть свои неудачи, в том числе и взрыв одной из ракет Falcon 9 в прошлом месяце.

И есть Virgin Galactic, попытка миллиардера Ричарда Брэнсона сделать путешествия в космос такими же простыми, как полеты на самолете. У компании есть космодром (SpacePort America), спроектированный Норманом Фостером, который может конкурировать с лучшими аэропортами мира, а также сотни пассажиров, которые с нетерпением мнут билетики стоимостью в 250 000 долларов, которые выведут их в околоземное пространство. Впрочем, Virgin Galactic крайне не везет с выходом на орбиту. Космическое путешествие, запланированное компанией, уже отложилось на шесть лет, а вместе с рассыпавшимся в воздухе SpaceShipTwo, который погубил пилота в прошлом году, задержка будет еще дольше.

Все это говорит только о том, что выйти в космос сейчас так же трудно, как и в 1960-х годах. Но компании «Нового космоса», SpaceX и Virgin Galactic, имеют огромные просторы для инноваций, которых у NASA и других космических агентств нет со времен высадок на Луну.

Как NASA сошло с рельсов

Virgin Galactic

«Невероятно, но сейчас происходит следующее: космос возвращается к истокам, — говорит Николас де Моншо, доцент архитектуры и городского дизайна в Калтехе Беркли, автор книги «Fashioning Apollo», истории скафандра «Аполлонов». — Эта отрасль снова сосредоточена на науке и стремится к легкости и ловкости, которую мы утратили во время космических шаттлов».

В истории освоения космоса важно понимать, что оно продвигалось в основном за счет политики, а не науки. К 1961 году Советский Союз вывел в космос первый рукотворный спутник и первого космонавта. В ответ на это, президент Дуайт Эйзенхауэр поставил задачу перед NASA: бросаем вызов. Конгресс дает агентству карт-бланш. Если мы не можем стать первой космической нацией, давайте начнем другую космическую гонку, которую точно выиграем. Спустя восемь лет, в 1969 году, NASA доставило человека на Луну.

Но после этого началась стагнация. Да, можно сказать, что Америка выиграла космическую пиар-войну, ну и что?

«Администрация Никсона была под сильным давлением и хотела объявить следующую героическую вещь, которую мы осуществим в космосе, — говорит де Моншо. — Но у пропаганды больше не было причин для этого, поэтому никто не захотел тратить на это деньги».

Поэтому во время своей службы Ричард Никсон вернулся к идее, впервые предложенной еще 30 лет назад знаменитым нацистским ракетным инженером Вернером фон Брауном: многоразовый космический самолет. В результате появились космические шаттлы, на тридцать лет повисшие на шее NASA.

С момента своего зачина в 1969 году и до первого запуска в 1981 году космические шаттлы должны были делать все: запускать спутники, снимать спутники, выполнять оборонительные задачи и так далее. Длинный список задач шаттлов развязывал руки администрации президента в плане финансирования.

«Мне нравятся шаттлы в принципе, но их конструкция отвечала невозможным задачам», — говорит де Моншо. Их было слишком дорого делать, ремонтировать, привлекать множество инженеров. Если бы затея с шаттлами провалилась, президент не смог бы больше прикрывать NASA в Конгрессе. И сам Конгресс не хотел подписывать чеки на шаттлы. И так NASA стало консервативным агентством.

Почему космос снова набирает популярность

SpaceX

В некотором смысле вы можете представить космический шаттл как такой компромисс между бюрократией и духом смелости и целеустремленности, который необходим, чтобы выводить людей в космос. Но теперь, когда эта программа свалилась горой с плеч NASA, агентство может сосредоточиться на смелых и сугубо научных миссиях (вроде «Новых горизонтов» или приземления «Розетты» на комету), тогда как частный сектор сосредоточился на тех аспектах космоса, которые можно пустить в оборот, вроде туристических возможностей или даже добычи материалов на астероидах и кометах.

«Эта отрасль снова делает упор на науку и стремится к легкости и ловкости, которые были утрачены во времена космических шаттлов», — говорит де Моншо. Такие компании, как Virgin Galactic и SpaceX, могут быстро приспосабливаться и, что более важно, преодолевать неудачи и создавать что-то продуктивное, чем NASA не может похвастать со времен холодной войны.

В результате обе новых компании и само NASA могут быть более целенаправленными. NASA лазером фокусируется на том, в чем преуспело — расширяет наши отношения с космосом, проводя научные миссии, в которых не видит смысла ни одна коммерческая компания, а частный сектор может развиваться в космосе, получая за это денежку и не расшаркиваясь перед своим государством, объясняя каждую затраченную копейку из денег налогоплательщиков.

Что будущее нам готовит

SpaceX

Если вы ждали, что SpaceX или Virgin Galactic будут создавать инновации в стиле «Звездного пути» каждый год, необходимо приподзакатать губу, считает Роджер Лониус, доцент Смитсоновского национального воздухо-космического музея. Он указывает на то, что SpaceX или Virgin Galactic, по сути, освежают технологии и идеи, впервые выдвинутые еще во время космической гонки холодной войны.

SpaceX, по сути, привязывает полезный груз к кончикам модифицированных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), таких же, которые выводили в космос «Аполлонов». Лониус говорит, что в частном секторе Virgin Galactic расширяет технологические границы с помощью своего SpaceShipTwo. Но этот же подход люди использовали, чтобы выводить самолеты в суборбитальное пространство еще во времена X-15 в 1959 году: ракета доставляется в верхние слои атмосферы обычным самолетом.

И помимо доставки ракет на орбиту или вывода космонавтов в головке МБР, у нас в принципе нет классных идей выхода в космос. Все, что у нас есть, это концепты вроде космического лифта на тросе длиной в 36 000 километров, который тянется от поверхности земли до геостационарной орбиты, а роботы вывозят на нем полезный груз в космос. «Мы не увидим его при жизни, это вообще непрактичный подход», — говорит Лониус, и Элон Маск, кстати, с ним тоже согласен. Помнится, основатель SpaceX писал в Twitter, что пока углеродные нанотрубки не вырастут хотя бы до одного метра, любые разговоры бесполезны.

SpaceX

«То, как мы выходим в космос сегодня, по большей части основано на технологиях реактивного движения 40-х годов, — говорит Лониус. — У нас есть возможность запускать химические ракеты в космос. Это все, что мы знаем и умеем. Мы разве что можем делать их постепенно более безопасными и эффективными».

Все это никак не говорит о том, что SpaceX или Virgin Galactic смогут осуществить мощный прорыв в полетах к звездам. Когда Маск говорит, что доставит человека на Марс, а Брэнсон говорит, что откроет международный космический отель, мы с ними не спорим. Но сделать это у них получится методом перебора, благодаря которому мы по шажочку выходили на орбиту и на Луну: шаг за шагом, через тернии, улучшая известные конструкции, повышая надежность ракет и самолетов.

Новости партнеров
Полиция Австралии провела масштабную операцию против мошенников, использующих криптоматы
Полиция Австралии провела масштабную операцию против мошенников, использующих криптоматы
Стоит ли обновлять Яндекс Станцию Дуо Макс до YaOS X. Проверили на себе
Стоит ли обновлять Яндекс Станцию Дуо Макс до YaOS X. Проверили на себе
HONOR выпустила самый тонкий складной смартфон Magic V5 и установила рекорд аккумулятора
HONOR выпустила самый тонкий складной смартфон Magic V5 и установила рекорд аккумулятора