Обзор игры SOMA: как остаться собой?

25 Октября 2015 в 11:00, Николай Хижняк 9 509 просмотров 42

soma main

Признаюсь, я не являюсь большим поклонником шведской компании Frictional Games — создателей игры, о которой мы сегодня поговорим. Несмотря на то, что их предыдущие работы Penumbra и Amnesia: The Dark Descent, а также несколько сюжетных дополнений к ним, были восприняты прессой и игроками очень положительно и превратили относительно молодую компанию в фактически мастеров horror-игр, меня эти игры не очень впечатлили. Мне они показались несколько скучными и однообразными. Поэтому подходил к новой игра SOMA поначалу без особого энтузиазма. Однако все дальше углубляясь в историю, я в корне поменял свое представление.

Сюжет

soma-5

Обычная задача хоррора сводится к тому, чтобы напугать игрока. Вас помещают в некое пространство, населенное монстрами, и говорят, что они могут вас убить, а значит нужно бояться и избегать с ними встречи. В этом плане SOMA отходит от традиционного подхода и ставит во главе картины сюжет. То есть вам пытаются рассказать интересную историю и только потом сдабривают ее различными страшилками, чтобы вы не расслаблялись. Монстры тоже есть, но они отходят на второй план. От них так же по-прежнему нужно прятаться, но примитивность стелс механики, которую мы могли видеть во многих игр до SOMA, не создает в этом никакой сложности.

Игра начинается в 2015 году. Главный герой, обычный парень по имени Саймон, владелец небольшого книжного магазинчика, просыпается после кошмара, в котором он снова испытал ужасы пережитой им автомобильной аварии, в которой он чудом остался жив, но погибла его девушка. После аварии Саймон получил серьезную травму головы, и теперь ему необходимо пройти курс специальной терапии по восстановлению функций работы его мозга и избежать кровоизлияния, которое его вот-вот убьет. Ему предлагают сделать томографию мозга, и он отправляется в частный медицинский центр.

Приехав в назначенное место встречи, Саймон садится в кресло. После проведения томографии, он испытывает некоторую дезориентацию и не понимает, где сейчас находится. Из светлого кабинета он попадает в мрачное помещение, никакого доктора, делавшего ему томографию, рядом нет, а вокруг все запачкано какой-то непонятной жидкостью.

Выбравшись наружу и идя дальше по сюжетной линии, мы узнаем, что попали в подводный научно-исследовательский комплекс «Пафос II». На дворе теперь 2104 год, и с того момента, как Саймон уселся в кресло для томографии, прошло уже очень много времени. По ходу повествования сюжета мы выясним, что же произошло на самом деле с главным героем, почему он очутился на станции, а также почему по комплексу бродят какие-то непонятные монстры, а также роботы, считающие себя людьми. Дальше станет только интереснее, и к концу истории нас ждет весьма неожиданный, но очень логичный сюжетный поворот.

Игровой процесс

soma-7

Игровая механика SOMA следует тренду предыдущих игры Frictional Game. Бродя по многочисленным коридорам и лабораториям комплекса, мы будет знакомиться историей станции, судьбой ее обитателей (Саймон будет мысленно вселяться в погибших и узнавать о последних минутах их жизни), знакомиться с дневниками и оставленными аудиосообщениями ее персонала, пытаться найти последних выживших, попутно прячась от неизвестного ужаса. Перед нами Survival Horror, если не забыли.

Признаться честно, как раз последнего здесь не так много. И истинных фанатов жанра это может сильно расстроить. Ходить по темным коридорам, заброшенным комплексам и океанскому дну (да, будут задания и снаружи станции) в некоторых местах бывает действительно физически страшно. Эффект усиливается благодаря очень грамотному звуковому сопровождению. Различные скрипы, писки и непонятные звуки нередко заставят вас задуматься о том, следует ли вообще идти за тот поворот. Но как уже говорилось выше, SOMA — это в первую очередь интересная история, а потом уже все остальное. Об этом не стесняются говорить и сами разработчики из Frictional Games, которые указывали в интервью на то, что в игре в большей степени место отведено самому сюжету, нежели страшилкам. Но как я указал выше, последние тоже присутствуют и не заставят скучать ни на минуту.

Огромным плюсом здесь является то, что ходить и прятаться нам придется не по одинаковым коридорам и комнатам. Станция состоит из множества разных комплексов со своими особенностями и деталями. В отличие от предыдущих игр, где все в большей степени сводилось к бесконечным блужданиям по мрачным пещерам и заброшенным замкам, в SOMA мы будет передвигаться по заброшенным научным офисам и лабораториям, которые действительно интересно исследовать.

_soma_2

Стрелять здесь совсем не нужно. Здесь нет оружия. Единственное ваше оружие — это ваше чувство самосохранения, которое поможет избегать встречи с неизвестными до поры до времени формами жизни, «поселившимися» на станции «Пафос II». Это же чувство самосохранения поможет вам найти и правильный дальнейший путь. Потому что карты здесь нет, и ориентироваться вам придется по окружающим предметам и обстановке.

soma_7

Механика взаимодействия с предметами, если вы играли в предыдущие игры Frictional Games, вам тоже будет знакома. Нам нужно будет не просто давить на кнопки, а фактически физически имитировать открытие дверей и замков, крутить в руках предметы, рассматривая их детально. Кстати, о вещах. Игра не прощает невнимательности. При исследовании станции постарайтесь заглянуть в каждый доступный уголок и без фанатизма обратить внимание на каждую деталь помещения, в противном случае может случиться неприятность, в результате которой, вы, например, не сможете открыть ту или иную дверь.

В игре есть головоломки. Некоторые из них простые, некоторые сложнее и потребуют от вас еще больше внимательности. Тем не менее их решение, как и они сами, логичным и гармоничным образом вплетены в сюжет и совсем не раздражают. По крайней мере пока вы остаетесь сосредоточенными и внимательными при их решении. За всю игру я ни разу не испытал с ними трудностей, но тем не менее такая проблема может возникнуть.

Визуальная составляющая

soma-11

Игра совсем нетребовательна к ресурсам. Несмотря на то, что она построена на новом, по сравнению с Penumbra и Amnesia движке, в визуальном плане она продвинулась не слишком далеко. Нет, графика здесь вполне себе симпатичная. Но не более. Кат-сцен здесь нет совсем. Любители посмотреть красивые ролики — извините, здесь вы этого не найдете. Анимация тоже ничем выразительным похвастаться не может. Местами она даже может оттолкнуть. Несмотря на это, наличие множества окружающих деталей, звуковое сопровождение и отличный сюжет компенсируют эту потерю полностью.

Не знаю почему, но мне SOMA почему-то напоминает серию Bioshock (и не только самим сеттингом подводного города, который присутствует в двух частях этой франшизы). Игра хоть и обладала неплохой графикой, но ценилась в первую очередь далеко не за нее, а скорее за интересную подачу сюжета, отличную историю, атмосферность и душевность, что ли. К счастью, SOMA (по моему скромному мнению) всеми этими качествами обладает. Станцию «Пафос II» действительно интересно исследовать.

Звук

soma-8

Так как я очень люблю horror-игры, то обычно стараюсь максимально настроится на их атмосферность и поэтому предпочитаю играть ночью, когда никто не мешает, а отсутствие света только усиливает эффект погружения. Поэтому прохождением игры я занимался именно в такой обстановке. Уж не знаю, как вы, но я бы посоветовал играть в SOMA именно ночью, или по крайней мере вечером, без света и в наушниках. Эффект многократно усилится, поверьте. Эмбиент-шумы не заставят заскучать ни на секунду.

В ходе прохождения я настолько вжился в роль Саймона, что стал все больше и больше сопереживать вместе с ним о его прошлой, нынешней и будущей судьбе. Я постоянно думал о том, что он может испытывать, находясь совсем один в этом заброшенном комплексе. Поверьте, это чувство многого стоит, потому что далеко не многие игры способны его подарить.

Итоги

Несмотря на примитивность механики, наличие некоторых заезженных клише в сюжетной завязке и бедную графику, SOMA без труда способна держать вас в напряжении все те немногие часы, которые требуются для ее прохождения. Этому способствуют интересный сюжет, моральная дилемма, с которой приходится сталкиваться главному герою, и сама атмосферность происходящего. Игра гораздо взрослее, чем может показаться на первый взгляд, и способна заставить вас резко испытать эмоциональную встряску. Любителям жанра, а также любителям научной фантастики категорически запрещается игнорировать SOMA. Как, впрочем, и всем остальным любителям игр с хорошим сюжетом и историей.

Плюсы:

  • Интересный сюжет и сюжетные повороты;
  • Глубокая атмосферность;
  • Отличная звуковая поддержка;
  • Возможность погрузиться в персонажа и сопереживать происходящему вместе с ним.

Минусы:

  • Графика не уровня 2015 года;
  • Некоторая однообразность и малочисленность врагов;
  • Самого хоррора здесь все же меньше, чем того ждешь от игры;
  • Отсутствие карты и подсказок по заданиям могут смутить некоторых игроков.

Итоговая оценка: 9 из 10. В общем и целом перед нами один из лучших представителей сюжетных хорроров последних лет, который не даст вам заскучать благодаря интересному сюжету и в целом небольшой (и это скорее плюс) продолжительности. Игра проходилась в версии для PC. Багов и вылетов не замечено, однако владельцы видеокарт Nvidia и игровых консолей PS4 отмечали некоторую просадку частоты кадров. В первом случае проблема лечится установкой новых драйверов. Во втором — патчами.

Обзор игры SOMA: как остаться собой?

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

42 комментария

  1. Atey

    Сергей, спасибо за обзор. Я в хоррор игры не играю, но после вашего обзора пройду только ради сюжета, уж очень любопытно. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  2. johnbox

    Почитал, как будто поиграл :) сомнения покупать или не стоит отпали :) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Николай Хижняк

      игра определенно стоит тех 500 рублей, что за нее просят в магазине Steam

      • johnbox

        Но определенно не стоит 1800 рублей для PS4 (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • Николай Хижняк

          проблема переплаты за игры всегда остро стоял для консолей, поэтому здесь спорить бессмысленно :) Я думаю, если бы я знал изначально, что меня ждет, я бы ее купил и для консоли. Она определенно заслуживает места в коллекции лучших хорроров современности.

  3. diver832

    не понял про графику на уровне 2015 года, а какого года она должны быть ? (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  4. Сергей Грэй

    Коль, хороший обзор. Единственное, что меня смутило - ты кажется смешиваешь жанры Stealth и Survival Horror. Это разные вещи и в survival horror не всегда нужно прятаться. Вспомни тот же Resident Evil или Silent Hill. Там оружие и все дела. Тут же мы имеем Survival Horror с элементами Stealth и Adventure. :) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Николай Хижняк

      согласен. но как элемент здесь он присутствует и он весьма примитивен. То есть он гораздо проще, чем например в том же Alien: Isolation

      • Сергей Грэй

        Пока не играл ещё в SOMA. Спорить не буду :) Поиграю может быть в следующем месяце в лучшем случае. Занят пока просто до жути :( Аж волнуюсь, что некоторые игры упускаю из-за этого.

  5. caduceus

    А про новый ассасин сделаете обзор? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Николай Хижняк

      Это к Сергею. Игра вышла только на PS4 и Xbox One в настоящий момент. Я же располагаю только ПК :) Поэтому придется ждать ноября.

    • Сергей Грэй

      В данный момент жду от Ubisoft пресс-копию игры. Если пришлют - будет вам обзор :) У них с СМИ что-то отношения ухудшились в последнее время. Перестановки какие-то в российском филиале видимо. Но будем верить в лучшее.

  6. Gold Billion

    Я был разочарован играя в неё лишь тем, что не было сцен из трейлера игры. Но. Всё равно стоящая игра. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  7. Alexru68

    Игра на любителя, поиграв пару часиков понял что не моё, но повторюсь- на вкус и цвет товарищей не видать.

  8. storm X

    ну еще бы - эти игры совсем разные...когда долго бродишь по полюсу или по средневековым замкам и пещерам - это утомляет, но когда ты скрываешься от монстров на исследовательской станции, читая записи выживших и не особо живых, погружаясь к неизбежному финалу - это другое)! я вот после ОМЫ твердо решил перепройти Амнезию и Пенумбры, хотя до этого не жаловал их...Так что вот что сюжет и грамотная постановка с людьми днелает!

  9. Positronix

    Мне одному кажется странным, что хоррор в этой игре смешали с сай-фаем, который есть розовый жанр про девочек-волшебниц, сражающихся с огромными человекоподобными роботами?

  10. uch0n1y

    Про "Минусы"
    1. Графика не уровня 2015 года
    ШТА!? Может игралось на какой-нибудь гогноприставочке? На ПК, если все графические настройки на максимум вывести - детализацию, тени, сглаживание и если всё это тянет на 60 fps, то графон просто супер. Далеко не каждый игровой топ 2015 года обладает таким графоном. Другое дело, что и видюша для этого нужна не с плейстейшеновской помойки. Например, GTX680 с разгоном уже чуть не хватает.
    2. Самого хоррора здесь все же меньше, чем того ждешь от игры
    А здесь смысл не хорроре, а в разворачивающейся перед игроком истории
    И, кстати, гнетущая атмосфера здесь дай боже. Идёшь и всё время ожидаешь какой-нибудь пакости за углом, а её всё нет и нет и ты расслабился.. и тут на тебе! И играя ночью в наушниках чуть не кладёшь в штаны ;)
    3. Отсутствие карты и подсказок по заданиям могут смутить некоторых игроков.
    Ну, если это выпускники лесной школы с соответствующими подтверждёнными медицинскими диагнозами, то да. Другое дело, я согласен, что под это описание сегодня подходит половина молодых геймеров.

    • johnbox

      Мне кажется тут завелся приставкофоб :) вас чем то обидели и не подарили долгожданную приставочку, и теперь вы яростный ненавистник всего и вся что связанно с этим словом?) У приставок много плюсов, например эксклюзивные игры которые выходят только для приставок. Плюс не всегда красивая графика сможет вытянуть неинтересный сюжет. Да и зачем игре такого уровня в принципе делать графику, которая поставит раком любую хайэнд систему? Не думаю что ради нее горящие пуканы побегут покупать какую нибудь 980ую. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • Сергей Грэй

        У меня даже есть подозрение, что этот приставкофоб регулярно критикует консоли также и в моих обзорах, но под другим ником :) Ну что ж теперь поделаешь - не любит он консоли. У всех свои недостатки :)

        • TrustMeAndDie

          Да в чем-то человек прав, сквозь пар раскаленной задницы таки проступает истина о том, что графоуни на консолях нередко уступает графоуням на ПеКа

          • TrustMeAndDie

            Я имею в виду, одну и ту же игру сравнивая.

            • johnbox

              Ну таки надо бы сравнить и железо в таком случае, которое, кстати, в приставке остается неизменным :) на мой взгляд вполне оправданная жертва, в пользу консоли.
              P.S. Если посмотреть на бету последнего стар варса то картинка на высшем уровне при 60 ФПС. Судя по всему вопрос времени и оптимизации. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

          • Сергей Грэй

            Уважаемый, так ведь никто же не спорит, что ПК мощнее :) Однако мы играем в игры. А игры увлекательные бывают даже на карманных консольках, мощность которых уступает даже средненьким смартфонам. Тут дело в том, что многие ПК-геймеры очень агрессивны в отношении консолей, так как подсознательно не могут принять того, что на приставках многие игры выходят раньше или там выпускают эксклюзивные проекты, которых им никогда не увидеть. Агрессия эта бессмысленна по своей сути и напоминает юношеский максимализм. Но от неё никуда не деться.

            • TrustMeAndDie

              Я был бы рад консоли в подарок, но целенаправленно покупать не стал бы) просто, наверное, не хватит времени на игры и на ПК, и на консоли, а эксклюзивных игр довольно-таки много)

              Хотя, с выходом новых эксклюзивов для консоли, все больше подумываю о покупке. Но игры, конечно, дороговатые. Это тоже в пользу ПК пока что перевешивает)

              • TrustMeAndDie

                Да, я сначала сказал о времени, а потом о стоимости)

                Скорее всего, все таки стоимость на первом месте будет.

                • Сергей Грэй

                  Про стоимость - тут всё правильно вы сказали. Консольные версии игр всегда дороже, так как ценник их ориентирован на страны Европы и Запада, где совсем другой курс валют, да и зарплаты, что уж тут, совершенно иные.

  11. MITKA

    Николай, спасибо за обзор. Не могли бы вы сказать, на сколько интересно играть после "Alien Isolation", есть та же атмосферность, или рядом не стояло?

    • Николай Хижняк

      Очень интересно. Даже несмотря на то, что мне не понравились предыдущие игры от этой компании, построенные в принципе на той же механике. Сравнивать атмосферность Alien Isolation и SOMA несколько некорректно. Первая хоть и с оговорками создана по мотивам всем нам любимого фильма Чужие, обладающего мощной атмосферностью. То есть изначально вы понимаете, что ожидать от игры. В SOMA же все "как в первый раз". Хотя подводный сеттинг мы могли встречать и ранее. Хотя бы в тех же первых двух частях Bioshock (которые, правда с жанром хоррор не имеют ничего общего). В SOMA преобладает очень мощная моральная и личностная дилема главного героя. Наверно поэтому мне игра очень понравилась. Alien Isolation в этом плане даже проигрывает.

  12. Cyan

    Локации с третьего скриншота не было в игре. Видимо, это какие-то ранние наброски для тизера, потому что в итоге дизайн уровней оказался совсем другим.

    • Николай Хижняк

      Да. И момента с "воскрешением" трупа, тоже не было. Возможно я его пропустил, хотя в это верится с трудом, ибо обычно я игры стараюсь проходить от и до, то есть исследовать все, что она предлагает. Скришноты, признаюсь брал из Интернета. Желание написать обзор появилось спонтанно. Примерно через 2 дня после того, как прошел игру.

  13. bmw732yo

    Нормальное дерьмо) Мне игра понравилась!

  14. was134

    Рад, что сделали обзор на эту игру, она это заслужила. Правда не понятно почему так поздно, я про нее и забыть успел. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  15. provokator

    В стиме пять сотен без рубля. Купить чоли? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  16. provokator

    Хватило на час игры. Нудно (отправлено из приложения Hi-News.ru)

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.