Первый электромобиль ездил ещё в 19 веке. Как такое возможно?

Вера Макарова

Те, кто не слишком хорошо знаком с историей автомобилестроения, могут подумать, что GM или Tesla были первыми производителями полностью электрических автомобилей. На самом деле, с электрическими трансмиссиями экспериментировали с самых первых дней существования автомобильной промышленности и даже раньше, чем с бензиновыми двигателями. Одним из первых примеров электромобилей для массового пользования был Electrobat, созданный ещё в 1894 году. Только представьте, уже в 19 веке по улицам ездили электрические такси. При том они не были первыми электромобилями. Как же получилось, что технологии прошлого стали технологиями будущего?

Первый электромобиль ездил ещё в 19 веке. Как такое возможно? В мае 1899 года был арестован первый таксист электромобиля за превышение скорости. Источник изображения: gai-news.ru. Фото.

В мае 1899 года был арестован первый таксист электромобиля за превышение скорости. Источник изображения: gai-news.ru

Первые шаги к электромобилям: повозки без лошадей

Всё началось в 1830-х годах. Шотландец Роберт Андерсон создал первую моторизированную повозку, которая двигалась без лошадей. Это было удивительно, но не очень практично: батареи в то время не перезаряжались, и повозка могла проехать совсем немного.

Первые шаги к электромобилям: повозки без лошадей. Прототип электромобиля Роберта Андерсона. Источник изображения: carnnews.com. Фото.

Прототип электромобиля Роберта Андерсона. Источник изображения: carnnews.com

Другой изобретатель, Роберт Дэвидсон, построил электрический локомотив в 1837 году. Его улучшенная версия могла тянуть шесть тонн и проехать почти 2,5 км со скоростью 6 км/ч, но после этого батареи приходилось менять.

Железнодорожники даже уничтожили «дьявольскую машину» Дэвидсона, которую он назвал «Гальвани», испугавшись, что она оставит их без работы.

Первые шаги к электромобилям: повозки без лошадей. Плакат для электромагнитной выставки Роберта Дэвидсона в Лондоне в декабре 1842 года. Источник изображения: wikimedia.org. Фото.

Плакат для электромагнитной выставки Роберта Дэвидсона в Лондоне в декабре 1842 года. Источник изображения: wikimedia.org

Прорыв: перезаряжаемые батареи

Всё изменилось в 1859 году, когда появились перезаряжаемые батареи. Это дало толчок развитию настоящих электромобилей. Примерно в 1884 году англичанин Томас Паркер помог внедрить электрические трамваи и построил прототипы электромобилей в Англии.

Прорыв: перезаряжаемые батареи. Один из электромобилей Паркера (стоит посередине), примерно 1895 год. Источник изображения: auto.today. Фото.

Один из электромобилей Паркера (стоит посередине), примерно 1895 год. Источник изображения: auto.today

А в концу 1880-х годов Уильям Моррисон из Айовы создал и запатентовал электромобиль — электрическую повозку, которая имела передний привод, 4 лошадиные силы, могла разгоняться до 32 км/ч и проезжать 80 км на одной зарядке. Моррисон больше интересовался аккумуляторами, чем автомобилями, но его работа вдохновила других изобретателей.

Прорыв: перезаряжаемые батареи. Первый оштрафованый за превышение скорости электромобиль — 6-местный вагон Уильяма Моррисона. Источник изображения: carstyling.ru. Фото.

Первый оштрафованый за превышение скорости электромобиль — 6-местный вагон Уильяма Моррисона. Источник изображения: carstyling.ru

Electrobat — первый коммерческий электромобиль

В 1894 году двое изобретателей из Филадельфии, Педро Салом и Генри Моррис, создали Electrobat — первый коммерчески успешный электромобиль. Сначала он был тяжёлым и медленным, но к 1896 году они улучшили его, добавив пневматические шины и облегчив конструкцию. Он имел задний привод, два двигателя мощностью 1,1 кВт, проезжал 40 км с максимальной скоростью 32 км/ч.

Electrobat и другой электромобиль Райкера выиграли серию гонок на пять миль в 1896 году, обогнав бензиновые автомобили Duryea.

Electrobat — первый коммерческий электромобиль. Электробаты на Манхэттене, 1898 год. Источник изображения: slashgear.com. Фото.

Электробаты на Манхэттене, 1898 год. Источник изображения: slashgear.com

Позже их компания начала производить электрические такси Hansom для Нью-Йорка. Они даже придумали станции замены батарей, где водители могли быстро поменять разряжённые батареи на заряжённые. Напоминает что-то, правда? Но, как и многие стартапы, компания расширялась слишком быстро и в итоге разорилась.

К началу 1900-х годов в Нью-Йорке работало более 600 электрических такси.

Электромобиль побил рекорды скорости

Электромобили не только ездили по улицам, но и ставили рекорды. В 1899 году бельгиец Камиль Женатзи и его электромобиль La Jamais Contente первым в мире разогнался до 100 км/ч. Его машина была похожа на торпеду и работала на двух электродвигателях с прямым приводом мощностью 25 кВт, работающих при напряжении 200 вольт и потребляющих 124 ампера каждый (около 67 лошадиных сил). Этот рекорд стал настоящим прорывом и доказал, что электромобили могут быть быстрыми и мощными.

Электромобиль побил рекорды скорости. Скоростной автомобиль La Jamais Contente. Источник изображения: kulturologia.ru. Фото.

Скоростной автомобиль La Jamais Contente. Источник изображения: kulturologia.ru

Знаменитые имена в истории электромобилей

Многие известные сегодня компании начинали с экспериментов с электромобилями. Например, Рэнсом Олдс, создатель Oldsmobile, сначала построил несколько электрических повозок. А Фердинанд Порше, основатель Porsche, в 23 года разработал электромобиль, который выиграл гонку в Берлине в 1899 году. Даже Томас Эдисон и Генри Форд пробовали создавать электромобили, но в итоге решили, что будущее за бензиновыми двигателями.

Читайте про создателя российского электромобиля: 5 ученых изменивших мир, о которых мы редко вспоминаем.

Почему электромобили не стали популярными сразу?

Несмотря на все успехи, электромобили тогда не смогли конкурировать с бензиновыми автомобилями. Всё потому, что в начале XX века электричество было доступно только в городах, а батареи электромобилей были не такие ёмкие как сейчас и требовали частой подзарядки, в добавок ко всему ещё тяжёлые и дорогие.

Бензиновые двигатели оказались проще и дешевле, а бензин можно было легко перевозить с собой. Да даже сейчас мир с трудом пересаживается на электромобили в основном по той же причине (ну и из-за более высокой стоимости). Хотя в этот раз, спустя более ста лет, электромобили, вероятно, останутся с нами надолго.

Подписывайтесь на наши каналы в Дзен и Telegram, и читайте следующую статью: 5 неожиданных применений WD-40.

Новости партнеров
Вторая бета-версия iOS 26.2 доступна для установки и тестирования. Какие функции в ней появились
Вторая бета-версия iOS 26.2 доступна для установки и тестирования. Какие функции в ней появились
Биткоин вырос выше 106 тысяч на фоне готовности правительства США прекратить шатдаун. Что дальше?
Биткоин вырос выше 106 тысяч на фоне готовности правительства США прекратить шатдаун. Что дальше?
Эти смартфоны далеко не новинки, но они подешевели так, что их обязательно надо брать
Эти смартфоны далеко не новинки, но они подешевели так, что их обязательно надо брать