#факты | Wi-Fi железнодорожный

Мартин Магнитский

Мы уже рассказывали об организации системы беспроводной передачи данных в автомобиле и на борту самолета. Принципы работы Wi-Fi разнятся соответственно отличиям самих видов транспорта. И если в случаях с авто- и авиаоборудованием предоставления доступа в Интернет посредством Wi-Fi все сравнительно однозначно, то с железнодорожным транспортом дела обстоят иначе.

Интернет-серфинг в купе поезда

Установка Wi-Fi-оборудования в условиях общественного наземного транспорта также не отличается особым разнообразием. Здесь для транспортной компании возможен выбор лишь поставщика интернет-связи. То есть, установив на транспортной единице модем с функцией роутера, необходимо определиться, откуда будет браться сигнал: либо от соединения с опорной сетью с помощью сетей 3G/LTE/WiMAX, либо с использованием спутникового канала.

В отношении городского транспорта (трамвай, автобус, троллейбус, маршрутные такси и пр.) принципы организации работы Wi-Fi-соединения схожи с принципами работы в автомобиле, а именно интернет-провайдером является оператор сотовой связи.

Вообще технически оборудовать Wi-Fi-соединением возможно любой вид транспорта. Однако оператору связи, предоставляющему доступ в Интернет, проще работать с городским пассажирским транспортом, поскольку в городе инфраструктура 3G/4G/LTE развита лучше, что помогает уменьшить затраты от предоставления такой услуги. Но стоит понимать, что и взимать плату за такой доступ в Сеть провайдеру нецелесообразно, ведь тогда услуга едва ли будет пользоваться спросом, поэтому операторы связи все чаще предоставляют ее на безвозмездной основе.

С дальними перевозками все обстоит иначе. Здесь транспортной компании придется либо вложиться в развитие наземной инфраструктуры 3G/4G сигнала, либо спутникового оборудования, которое в обязательном порядке должно быть специальным образом защищено и сертифицировано, что значительно увеличивает его стоимость. К тому же и аренда спутникового интернет-канала для компании влетит в копеечку. Разумеется, в таком случае у компании-перевозчика возникает резон брать с пассажиров плату, тем более что покрытие сетей 3G/4G на пути следования поездов является очень слабым и альтернативных вариантов доступа к Сети у пассажиров нет.

Но даже при использовании спутникового интернет-соединения перевозчиком скорость передачи данных является весьма ограниченной и составляет порядка 2-4 Мбит/с, так что пассажирам будут доступны далеко не все прелести Всемирной паутины, а только общение в социальных сетях и работа с электронной почтой. Хотя исследования показали, что это именно то, что нужно пользователям, сообщает J’son & Partners Consulting. Поэтому загрузить какой бы то ни было мультимедийный контент вряд ли удастся, а для интернет-серфинга этого будет вполне достаточно.

По прогнозам аналитиков компании Informa Telecom & Media, в ближайший год на хот-споты на транспорте придется около 15,8 % разгруженного трафика сетей 3G — столько же, сколько и на хот-споты в кафе и ресторанах. Что повлечет за собой не только еще более значительную перегруженность сотовой сети, но и даст перспективы дальнейшего увеличения разгрузки мобильного трафика за счет сетей Wi-Fi, достигнув к 2017 году уровня 46 %, что несомненно положительно скажется на росте рынка Wi-Fi, в частности на всех видах транспорта.

Таким образом, анализируя процесс развития Wi-Fi в мире в целом, эксперты пришли к выводу, что наиболее активно популяризируется и распространяется Интернет именно на железнодорожном транспорте, хотя на нем и требуются самые масштабные инвестиции. 

Что касается стоимости услуги, то Wi-FI-доступ в пределах России, организованный оператором связи «МегаФон», является самым дешевым в Европе. Справедливости ради стоит отметить, что Wi-Fi от «МегаФона» на железнодорожном транспорте, аналогично ситуации с провайдерами на бортах авиалайнеров, является удовольствием для определенного круга пассажиров — состоятельных граждан, поскольку пользоваться им на сегодняшний день могут лишь пассажиры поездов «Аллегро» и «Сапсан», где стоимость такой услуги составляет 3,19 доллара в час. Сумма списывается со счета пользователя, либо путем приобретения им специальной карты оплаты. 

Сапсан

Для пассажиров бизнес-класса этих поездов Wi-Fi-доступ в интернет бесплатный (его стоимость заложена в стоимость билета), однако им все равно придется проходить авторизацию путем ввода номера своего телефона (любого из сотовых операторов), чтобы получить соответствующий пароль доступа. Пассажирам этого класса для каждого номера телефона выделяется специальная квота, что необходимо во избежание злоупотреблений при использовании Wi-Fi-доступа.

Вообще в этот проект «МегаФон» инвестировал 800 млн рублей, как сообщает cnews.ru, и обеспечил полное покрытие сотовой сети вдоль железнодорожных полотен от Нижнего Новгорода до Москвы и от Москвы до Санкт-Петербурга, а также до станции Бусловская (граница с Финляндией).

В рамках проекта было установлено 120 новых базовых станций, общее количество которых вдоль вышеназванных участков теперь составляет 582 станции. Из них около 40 установлены на мачтах компании «Русские башни» — независимого инфраструктурного оператора, который по договоренности с ОАО «РЖД» имеет эксклюзивные права на строительство мачт в полосе землеотвода в непосредственной близости от железных дорог.

В связи со слабой пропускной способностью сигнала корпусами поездов, в каждом вагоне было установлено по три повторителя (репитера): один для сетей 3G и два для сетей GSM (в диапазонах 900 МГц и 1800 МГц). Кроме предоставления Wi-Fi-доступа в сеть, это позволит улучшить качество и уровень сигнала сотовой связи для всех абонентов «МегаФона» в этих поездах.

В каждом вагоне установлен Wi-Fi-роутер. За управление услугой отвечает сервер, установленный в 6-ом вагоне. За работой сервера, в свою очередь, следит штатный борт-инженер. В случае обнаружения поломок поезд прямо на вокзале встретит бригада специалистов «МегаФона» и займется устранением неполадок.

«Средняя скорость доступа в интернет по технологии Wi-Fi в вышеупомянутых поездах составляет 2 Мбит/с. В то же время для абонентов «МегаФона» средняя скорость работы с интернетом при прямом доступе к 3G-сети составляет 3,5 Мбит/с.», — сообщает руководитель по инновационному развитию сетевой инфраструктуры «МегаФона» Антон Пирогов.

Таким образом, пользователь, подключившийся к Wi-Fi, испытывает нехватку скорости передачи данных при работе в сети и вынужден переключаться на 3G-соединение. Такова уж маркетинговая схема «МегаФона».

Вообще развитием транспортного Wi-Fi в России занимаются все операторы-участники «большой тройки», которые неофициально поделили между собой сферы влияния. 

«МегаФон» сконцентрировался на железных дорогах – здесь проще всего «отбить» финансовые вложения. 

«ВымпелКом» предпочел городской общественный транспорт и безвозмездное предоставление Wi-Fi в целях саморекламы и привлечения большего числа пользователей. 

МТС развивает Wi-Fi как на железнодорожном, так и на городском транспорте, реализуя при этом как коммерческую, так и рекламную модели бизнеса.

Вайфай в метро

В метрополитенах обеих столиц страны уже достаточно долго ведутся испытания работоспособности Wi-Fi. В сентябре 2013 года в метро Санкт-Петербурга испытания прошли успешно — никакого негативного воздействия Wi-Fi на оборудование метрополитена зафиксировано не было. А это значит, что уже в самом ближайшем будущем, а точнее в 2014 году, Wi-Fi уверенно заработает в подземках. Однако это будет реализовано лишь в вестибюлях и на станциях метро, а не в самих перегонах, но тем не менее это уже многообещающая перспектива.

Содержание цикла «Wi-Fi»:
Wi-Fi автомобильный
Wi-Fi глубоководный
Wi-Fi авиационный
Wi-Fi железнодорожный