В рамках новых испытаний компания Blue Origin «убила двух зайцев сразу», сама того не ожидая

8 767 просмотров
Об авторе

blueorigin

Частная аэрокосмическая компания Blue Origin вечера не только провела успешные испытания спасательной системы своей ракеты New Shepard, но еще и успешно и — неожиданно для самой себя — мягко посадила отработанную ступень ракеты. Изначально мягкой посадки не предполагалось: инженеры считали, что ракета либо развалится в воздухе, либо разобьётся о поверхность техасской пустыни, где проводились испытания.

Основной целью данных испытаний все же была проверка работоспособности системы эвакуации, задача которой заключается в спасении экипажа в случае неудачного запуска и опасности для жизни людей на борту. Компания активировала систему аварийной эвакуации спустя 45 секунд с момента старта, и имеющиеся у капсулы двигатели за две секунды отстрелили капсулу от ракеты. После чего капсула раскрыла парашюты и плавно приземлилась.

Изначально считалось, что работа двигателя капсулы серьезно повредит ступень ракеты и та, после отсоединения от капсулы, либо развалится прямо в воздухе, либо упадет в пустыне. Однако ракета не только пережила мощный реактивный толчок капсулы, но и мягко приземлилась на одной из стартовых площадок Blue Origin. Даже если бы ракета в конечном итоге просто упала, испытание все равно бы было признано успешным, так как система эвакуации сработала идеально. Оставшаяся целой ракета оказалась настоящей вишенкой и завершающим штрихом на торте.

Разумеется, такая новость вызвала радость у всей компании. Исполнительный директор Blue Origin даже заявил, что устроит в честь этой ракеты вечеринку. В космос данная ракета больше не полетит и отправится в музей компании.

Тем не менее Blue Origin надеется, что новые ракеты New Shepard однажды все же повезут пассажиров к границе нашей атмосферы, где люди смогут несколько минут провести в состоянии невесомости. Сама капсула New Shepard будет рассчитана на перевозку до шести человек.

Первые пилотируемые испытания New Shepard планируется начать в следующем году. Коммерческие же запуски обещают в 2018-м. Правда, о цене на такой полет пока ничего не сообщается.

В рамках новых испытаний компания Blue Origin «убила двух зайцев сразу», сама того не ожидая

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

61 комментарий

  1. mlserg

    Молодцы

    • MITKA

      Проблема в том, что это запланированное спасение...
      Сможет ли электроника/автоматика в экстренной ситуации определить форсмажор, и выдержит ли капсула взрыв ступени, если таковой произойдет?..

      • allexxic

        Почему не сможет? Все зависит от количества датчиков, логики программы и изобретательности программистов. Все средства и способы есть, особые технологии не нужны.

        • amd212

          А так же скорости распространения взрывной волны. :-(

          • MITKA

            +1

          • allexxic

            Опишите мне пример ситуации подробно, при которой произойдет взрыв, я опишу вам как отработает автоматика.

            • amd212

              Внутри бака окислителя взрывается баллон с гелием. Через 0.001 секунды взрывается весь бак окислителя. Система кабелей и датчиков уничтожена....

              • allexxic

                Для начала, баллоны просто так не взрываются, они проходят поверку при давлениях в десятки раз превышающие рабочий. От утечки газа из них выше расходной нормы применяются механические клапана без электроники. Слабую утечку способен обнаружить газовый анализатор. Обрыв датчика не означает потеря информации, это означает аварийное событие. Датчики дублируют друг друга, если 2 из 3 в обрыве - авария.

                • amd212

                  Если принять за аксиому "баллоны просто так не взрываются" то и системы аварийного спасения не нужно. Всё в ракете проходит многократную проверку.
                  При обрыве датчиков, взрыв кислородного бака уже произошёл. Допустим ракета к тому моменту разогналась до скорости 1000 км/час, скорость фронта взрывной волны 100 0000 км/час. Т.е. к тому моменту когда приходит команда на подрыв твердотопливных ускорителей спасательной системы, двигатели и сама капсула уже окружены облаком жидкого кислорода. Кислород забило даже внутрь сопел ускорителей. Как результат, вместо спасения получаем дополнительный огромный бу-бух. :-(

                  • allexxic

                    Тут же не взрывчатка, а жидкое топливо, смысл которого гореть "плавно", иначе что за двигатели нужны для взрывчатки. Кислород вообще не горит и тем более не взрывается, а поддерживает горение того что окружает его. Не будет такой взрывной волны, скорость которой вы указали для ТНТ, и это видно если посмотреть ролики со взрывами ракет.

                    • amd212

                      Для того чтобы не гадать, а знать точно и предполагалось реально взорвать ракету, но хозяин на это не пошёл - дорого.

                      Рисунок твердотопливного двигателя
                      http://militaryrussia.ru/i/284/191/EOo6Go7HpC.gif
                      Если внутрь плеснуть кислорода - при старте рванёт мама не горюй.

                      А какова скорость у взрывной волны? Уменьши тогда скорость ракеты. Она же от "нуля" стартует, так что любая скорость вплоть до пары км в секунду к нашим услугам

                      • allexxic

                        Зачем твердому топливу кислород. Твердое топливо - такое же "медленно" горючее. По центральному отверстию сверху вниз распространяется огненная струя и поджигает все топливо в корпусе, если бы оно взрывалось это уже не ракетный двигатель. Вот если порохом ее набъете или пластидом получится то что вы описываете. И будет выглядеть это как маленький ядерный гриб. При взрыве баков ракеты нету даже четкой границы ударной волны, воспламенение с расширением газов. Ударную волну отчетливо видно например при взрыве снаряда , бомбы и взрыв в таком случае имеет четкую форму огненного шара.

                        • amd212

                          При взрыве кислородного бака кислород "вдует" внутрь твёрдотопливных ускорителей системы аварийного спасения ...

  2. zar

    Ракета села имхо даже мягче чем на видео у SpaceX... (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • SMswag

      Как насчёт того, что ракеты SpaceX летают к МКС, а Blue Shepard только к границе космоса? Да и размеры у ракет разные

      • Николай Хижняк

        спейс икс тоже начинала не с запусков к МКС. Все будет :)

      • mr Vanya

        Всё дело в топливе, вернее в его количестве оставленным на приземление. Маску можно только посочувствовать, но он взял и сам без принуждения выдал, что его мерлины оказываются способны выдать тягу в два раза большую чем сейчас. А поскольку стоимость топлива согласно Маску это 0.2% от стоимости запуска, что ему мешает взять его чуть больше?

        • aleks-7s

          Вы убили мой мозг...
          А поскольку стоимость топлива согласно Маску это 0.2% от стоимости запуска, что ему мешает взять его чуть больше? - херова куча факторов мешает!!

          • amd212

            Сарказм наверняка.
            Вообще вдруг подумалось о "Proof of concept".
            Почему бы не взять просто первую ступень, заполнить на треть топливом, установить сверху заглушку, и налегке выйти в стандартную точку отделения первой ступени, сесть с запасом топлива и продемонстрировать недеформированность изделия и способность его повторного использования.

    • mr Vanya

      Мне тоже сразу в глаза бросилось что финальное предпосадочное гашение скорости у нового шепарда ну очень мягкое, растянутое во времени. Фалкн в сравнении просто кусок кирпича.
      Поэтому один и тот же шепард уже пятый раз летает, а у фалконов повторного запуска ни одного.

      • cats.can.fly

        ну и сравнение, Фалкон - 45метровая 460 тонная бпндурабандура летающая на орбиту и прилетающая с подгорелым пуканом обратно, а Грассхупер малюсенькая ракета просто подлетает вверх и прилетает, без всяких нагрузок.
        вот держи сравнение https://i.imgur.com/g2VIKVC.jpg

        • mr Vanya

          1. с цифрой 460 тонн для пустой первой ступени явный перебор
          2. Посмотри на количество двигателей на твоей картинке снизу
          3. Отношение тяга/масса у фалкона раз в пять больше чем у шеппарда (для пустой ступени может и в 20 раз)

    • cats.can.fly

      конечно мягче, она же намного меньше

  3. kot777

    Маск короче идейный вдохновитель, а сделают другие. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Riccard

      А у Маска ракеты не летают и сами не садятся, не?

      • kot777

        Хорошо что в гонку включились другие компании. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • Neron

          У Маска нет конкурентов.
          Многоразовые ракеты делает только он.

          • kot777

            Ага это он сам сказал ?)) уже пару есть и зачем себе кумира создавать . нормальный мыжик как и многие остальные талантливые люди. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

            • Neron

              У них суборбитальные ракеты,а это совсем другое. Это не выход на орбиту.

            • Neron

              Никто кумира и не создает.
              Люди просто разделяют взгляды Маска на освоение космоса. Кроме него, реальными планами по освоению космоса, больше никто не занимается.

              • amd212

                Мне кажется здесь классика перевёртыша.
                Моё мнение
                - люди НЕ разделяют взгяды Маска на освоение космоса.
                - его фантазии ничего общего с планами не имеют
                - Маск вредит реальным лабораториям именно занимающимся освоением космоса своим шапкозакидательским подходом к сложным техническим решениям
                - у Маска нет соответствующего инженерного образования чтобы осваивать космос.

                • Riccard

                  Не позорился бы. Планы Маска на Марс это план Зубрина. Образование у Маска по физике в том числе. Не знаешь - лучше просто молчи.

                  • amd212

                    Маск экономист, На физика он проучился менее двух лет. Грубо говоря первый том Сивухина - вот и вся физика которую осилил Элон.

                • Neron

                  AMD212
                  Каким реальным лабораториям и как он
                  им вредит? Я таких лабораторий не знаю.
                  Кто предлагает начать осваивать Марс,
                  кроме Маска?
                  Маск представил план, как это можно сделать.
                  Необходимо резко уменьшить стоимость
                  вывода груза на орбиту, за счет создания многоразовой ракеты.

                  Кто еще занимается созданием многоразовой ракеты кроме Маска?
                  Никто.
                  Без Маска, освоения космоса, не будет.
                  У государств нет денег, а частные
                  фирмы вкладывать деньги в колонизацию Марса не будут. Зачем им это? Заработать на этом не получится.

                  Без Маска и многоразовых ракет в
                  лучшем случае будут суборбитальные полеты и все.
                  А освоение космоса будет отложено до тех пор, пока не появится миллиардер
                  разделяющий идеи Маска на колонизацию Марса и освоение космоса.

                • Neron

                  Для освоения космоса, необходимо создание многоразовой транспортной системы, которая сможет доставлять грузы и людей по низкой стоимости по всей Солнечной системе.

                  Маск как раз и предлагает сделать это.
                  Создать такую систему.
                  Которая будет состоять из одной большой многоразовой ракеты с грузоподъемностью 400 тонн, она будет выводить корабли на орбиту.
                  И 1000 кораблей, которые будут перевозить грузы и людей между планетами. Важная часть в этой системе
                  добыча топлива на Марсе для заправки кораблей. И создание заправочных станция по всей Солнечной системе.

                  Это называется реальный план, написано, что нужно сделать и как это сделать.
                  1. Многоразовая большая ракета.
                  2. 1000 межпланетных кораблей.
                  3. Заправки для этих ракет на планетах
                  и спутниках.

                  • amd212

                    1. Многоразовая большая ракета.
                    - Не получилось - один раз "Ха"
                    2. 1000 межпланетных кораблей.
                    - 1000 раз "Ха"
                    3. Заправки для этих ракет на планетах
                    и спутниках.
                    - инфинити раз "Ха"

                    Вывод: Это не план а бред сценариста.

                    • Neron

                      Многоразовая большая ракета.
                      Ее можно сделать? Можно.
                      И 1000 кораблей, и заправки, все это реально сделать с точки зрения физики
                      и финансов.

                      Проект полета к Альфе Центавре на световом парусе Breakthrough Starshot.
                      Вот это даже не фантастика.
                      А просто обман.
                      Направить 100 мегаваттный лазер на тонкий микронных размеров парус.
                      Даже если будет 100 % отражение
                      света это не спасет парус от уничтожения.
                      Есть же законы физики.

                      1.) Если лазеры будут на орбите, общий вес оборудования на орбите будет составлять миллионы тонн, а проектная мощность излучения составляет 50-70 гигаватт (это 10-15 Саяно-Шушенских ГЭС).
                      2.)При размещении же на Земле современный уровень технологий не позволит сфокусировать лучи с требуемой точностью — даже передовые телескопы с адаптивной оптикой обладают разрешением в десять тысяч раз хуже требуемого.
                      3.) Даже при отражающей способности паруса 99,999 процента поглощенной мощности лазера хватит для того, чтобы полностью испарить его.
                      4.) Как там насчет абляции? (Есть такой процесс: вырывание атомов с поверхности вещества интенсивным излучением.) Сдается, от нее не спасет никакой высокий коэффициент отражения. Тем более что меньшая интенсивность излучения, типа 1–10 ГВт/м2, — рабочий режим для технологической абляции.
                      5.) Слабый импульс от наноспутника потеряется в шуме от излучения Альфы Центавра.
                      6.) Как насчет защиты от радиации
                      микроэлектроники? Правильно ее вообще
                      нет.

                      • mlserg

                        NERON, плюсую

                        Помимо всего этого, как они собираются уберечь от лазерного луча сам аппарат, который будет находиться позади паруса, в зоне поражения лучом.

                • Neron

                  AMD212
                  Китайцы, которые хотят построить свой космоплан.
                  Сказали, что они хотят, но не сказали как это сделать. Это не план а фантазии,
                  потому у многих стран были проекты
                  космоплана, но все они использовали первую ступень или запуск с самолета.

                  Фактически первым в истории из реализованных космопланов, совершавших суборбитальные пилотируемые космические полёты и на 20 лет единственной АКС, был гиперзвуковой самолёт-ракетоплан North American X-15 США 1960-х годов.

                  Высота полёта до 107 км, скорость до 6,72 М.
                  Стартовал по технологии воздушный старт со стратегического бомбардировщика «Б-52» (подвешивался под крылом), отцепка от носителя производилась на высоте порядка 15 км, приземлялся самостоятельно на авиабазе, расположенной на дне высохшего солёного озера. Общее время полёта от момента отделения от носителя до приземления составляло порядка 15 минут. Всего по программе Х-15 было выполнено 199 полётов.

                  • Neron

                    В США был проект одноступенчатого
                    космоплана, даже был сделан
                    прототип аппарата, но из-за технических проблем проект был закрыт.

                    "Lockheed Martin X-33— прототип многоразового одноступенчатого аэрокосмического корабля."
                    "Venture star — проект перспективного многоразового космического корабля — одноступенчатой аэрокосмической системы-космолёта (АКС) нового поколения, предложенный Lockheed Martin для создания надёжного и простого средства массового вывода людей и грузов в космос. Начат в 1992 году, в 1996 году был официально представлен публике. Итогом должно было стать создание корабля в 2004 году. Проект был остановлен ввиду технологических и финансовых проблем."

                  • amd212

                    Neron
                    1. Считаю подход - не получится потому что у других не получилось - не научным
                    2. Сколько ступеней у Бурана?

                    • Neron

                      Не получится потому, что есть законы физики.
                      Для одноступенчатой ракеты масса конструкции ракеты должна быть уменьшена в несколько раз. Сейчас это сделать невозможно.

                    • Neron

                      Для вывода бурана на орбиту использовалась
                      «Энергия» — советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса. Выполнена по двухступенчатой пакетной схеме с 4 боковыми блоками.

                      • amd212

                        Что мешает сделать то же самое и здесь?
                        Навешать боковых блоков и отстреливать по мере опустошения.

          • Rambler

            Маск делает только одноразовые ракеты.
            Обратите внимание, ни одна "многоразовая" ракета Маска не совершила повторный полет.

            • Neron

              RAMBLER
              По вашей логике если вы купили грузовик,
              но он груза не перевозит, значит это
              не грузовик?

              Ракеты Маска (частично) многоразовые потому, что могут использоваться повторно.

              Первая ступень возвращается на землю?
              Возвращается, значит она может быть использована повторно, даже если
              нужен будет ремонт для нее.

  4. aleks-7s

    Ок, спейс х признало снижение стоимости пусков за счет повторного использования первой ступени в размере 10% вместо предостерегавшихся ранее 30%.
    Для интересующихся- на spacenews есть запись ее выступления.
    SpaceX President Gwynne Shotwell said the company is offering a 10 percent reduction for customers agreeing to use a reflown Falcon 9 first stage.

    • amd212

      Не нашёл в инете, но на заре проекта SpaceX Маск пел про снижение вплоть до 25 миллионов за запуск (возможно речь шла о себестоимости)
      Реально же он дерёт 89.999 миллиона и вряд-ли планирует вообще какое бы то ни было снижение. Рыночности в штатах всё меньше и меньше. НАСА просто вкачавает в SpaceX столько сколько "просят" сверху.

      • Neron

        У НАСА нет печатного станка, что бы дать деньги Маску.
        НАСА сокращает свои расходы и от многих проектов приходится отказываться.
        Орбитальную станцию тоже закроют (в 20 годах) и затопят в океане.
        И никакого полета на Марс человека у НАСА не будет, это слишком дорого, а у них нет денег.

    • infokeeper

      В статье это не сказано, но думаю речь идет о скидке в 10% к стоимости многоразового запуска, который должен быть дешевле одноразового. Это что то вроде поощрительного бонуса для заказчиков, которые не решаются воспользоватся б/у ракетой.

    • infokeeper

      Еще, сейчас идут пуско-наладочные мероприятия. Когда они закончатся и технология повторного запуска будет отлажена, тогда и стоит обсуждать цену таких запусков. Стали они дешевле и на сколько.

  5. koryab

    в принципе не плохо, но капсулу болтало не по детски, интересно какие были перегрузки. 2 секунды для спасения слишком долго

  6. koryab

    интересно, почему ни те ни другие не используют парашютные системы для замедления и стабилизации ракеты, можно было бы меньше оставлять топлива

  7. Elitnyy

    Спс (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  8. snow1eopard

    Вот хоть убейте, но мне кажется что у Ориджн сделано все добротнее и стабильнее чем в СпейсИкс, вот не знаю почему такое чувство, но подсознательно это так.
    Кстати вопрос, а какие там перегрузки во время спасения, ракета уже летит с какой-то скоростью, а тут еще дополнительное ускорение, по идее чем ниже от земли тем сильнее ускорение будет, т.к. на стартовом этапе ускорение максимально. Еще вопрос в целесообразности такой системы спасения, если произойдет моментальный взрыв, то никакая автоматика не поможет, ибо там все моментально, сможет ли в этом случае помочь данная система?

    • amd212

      Ускорение вполне приемлемое. Всё относительно текущая скорость вообще никак не влияет. Критично ускорение самой ракеты. Ускорение спасаемого модуля должно быть выше чем у первой ступени. Пассажиров конечно прижмёт к сиденьям, но не раздавит и не убьёт.
      Принципиальный вопрос - возможно-ли спасение от взрыва при таком щадящем пассажиров ускорении? Не окажется ли оно слишком слабым и взрывная волна догнав уничтожит капсулу?

  9. Sergeysk2

    Ждём ответку от наших.

  10. Аноним

    Как в кино. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  11. deaddreams

    Это с них Маск иронизировал, мол "куда им до нас"?

  12. infokeeper

    Безос молодец, спору нет, поддержал идею многоразовости SpaceX. Но сравнивать их ракеты можно будет только тогда, когда они сделают свой ВЕ-4 и орбитальную ракету New Glenn.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.