Когда построят первый космический лифт?

11 705 просмотров
Об авторе

Космический лифт

Как вы должны знать, космический лифт, представляющий собой закрепленный на Земле трос длиной в 100 000 километров, в конечном счете может обеспечить простой, безопасный, недорогой и спокойный доступ к орбите. Так считают многие.

На днях появилась еще одна оценка концепции, собранная под заголовком «Космические лифты: оценка технологической осуществимости и путь вперед». Исследование было проведено силами ряда экспертов со всего мира под эгидой Международной академии астронавтики (МАА).

Окончательное решение было двояким. Космический лифт представляется возможным, если учесть снижение рисков за счет технического прогресса, но… инфраструктура космического лифта может быть построена только при содействии серьезных международных усилий.

Трос, выступающий в качестве космического лифта, должен использоваться для перевозки грузов, а значит и людей, в космос с помощью электрических транспортных средств — подъемников, которые будут ездить туда и обратно со скоростью поезда. Вращение Земли будет держать трос натянутым и способным поддерживать подъемники.

История вопроса

На самом деле этакое «бобовое дерево» своими корнями ушло уже далеко в историю. Многие считают, что пионером идеи был еще Константин Циолковский, а сама идея в виде мысленного эксперимента появилась в печати в 1895 году. Он предложил создать отдельно стоящую башню, которая будет простираться от Земли до геостационарной орбиты (35 786 километров).

За последнее столетие или около того писатели, ученые, инженеры и другие работники мысли помогли прояснить тонкости и практичность космического лифта. А новое исследование, по словам президента МАА Гопалана Мадавана Наира, знаменует собой важную веху в развитии идеи.

«Без сомнения, все космические агентства мира будут рукоплескать подробному исследованию, которое покажет новые способы транспортировки, способные дать недорогой и простой доступ к геостационарной орбите и за ее пределы», — писал Наир в предисловии исследования.

«Без сомнения, академия, благодаря этому исследованию, будет способствовать развитию международного консенсуса и осведомленности о необходимости поиска и разработки новых способов транспортировки в космос, сохраняющих нашу Вселенную так же, как мы в настоящее время пытаемся сохранить нашу планету».

Собственно, лифт

Хотя будущее предсказывать крайне сложное, ведущий автор исследования Питер Свон рассказал Space.com, что космические лифты — это больше, чем научно-фантастический вымысел. «Результаты нашего исследования обнадеживают», — сказал он.

Видение Свона подкрепляется забавным фактом из жизни Артура Кларка, который сказал в 2003 году: «Космический лифт будет построен через десять лет после того, как они перестанут смеяться… и они перестали смеяться!».

Свон — главный инженер SouthWest Analytic Network в Аризоне. Компания сосредоточена на разработке и обучении инновационных подходов к развитию «нового космоса». Также он главный оператор Международного консорциума космического лифта (МККЛ), который собрал организацию из членов США, Европы, Японии и других стран.

Цель МККЛ — не что иное, как строительство длинного космического лифта.

«Вопрос в том, когда, разумеется, — говорит Свон. — Но суть в том, что технологии прогрессируют в позитивном ключе, поэтому те, кто работают с нами, верят, что космические лифты будут».

Семимильные шаги технологий

Свон утверждает, что смешки на тему космического лифта «значительно поутихли», благодаря работе, проводимой за последние десять лет индивидуумами и целыми группами. «Тем не менее есть много, много проблем, и я, конечно же, не утверждаю, что этот проект простой».

Оценка МАА углубляется в ряд вопросов: зачем строить космический лифт? Возможно ли это вообще? Как собрать все элементы воедино и собрать систему из систем? Каковы технические возможности каждого из основных элементов космического лифта?

Две технологии идут семимильными шагами в направлении космического лифта, говорит Свон.

Производство сверхпрочного космического троса и других компонентов стало возможным благодаря углеродным нанотрубкам, которые в 1000 раз прочнее, чем сталь, в соотношении прочности к весу. Хорошая новость в том, что углеродные нанотрубки сейчас разрабатываются при участии лучших специалистов в сфере нанотехнологий, электроники, оптики и материалов и миллиардов долларов.

Точно так же обстоит дело с солнечными батареями, по словам Свона.

«На эту отрасль люди, стоящие за космическим лифтом, также пристально смотрят. Мы не собираемся их однозначно включать, но наблюдаем за ней и оцениваем достижения».

Деньги, мотивация и желание

Что касается вопроса о том, кто будет строить космический лифт, Свон говорит, что исследование раскрывает детали. В первую очередь это коммерческие предприятия не без государственной поддержки, либо государственно-частный проект, либо же это будет полностью государственный проект.

«Все три варианта жизнеспособны. Любой из них может сработать. Это вопрос денег, мотивации и желания, — говорит Свон. — Вполне возможно, все три будут развиваться параллельно».

Исследовательская группа с удовлетворением смотрит в будущее, хотя и признает, что впереди много нерешенных вопросов. По общей оценке, еще 10 лет на развитие идеи были бы целесообразными.

Отказаться от ракет

Есть ли какие-нибудь технические, политические или законодательные накладки, которые могли бы помешать космическому лифту стать реальностью?

«Вы спрашиваете не того, — ответил Свон. — Я оптимист. Я верю, что есть хорошие люди, замотивированные воплотить идею в жизнь. Думаю, космические лифты будут в 2035, 2060 или даже в 2100 году».

Свон полагает, что здравый смысл позволит отказаться от ракет, которые отбрасывают 94 % массы ракеты еще на взлетной площадке.

«Кроме того, чтобы взлететь в воздух, нужна куча денег», — говорит он.

Космический лифт открывает настоящую лестницу в небо. За неделю мягкой поездки можно добраться до геостационарной орбиты. Нет никакого ограничения в размерах или в форме полезного груза.

«Люди будут смеяться и спрашивать, почему мы вообще делали космические ракеты… ведь это глупо. Космические лифты полностью решат проблему. Зачем делать что-то еще?»

Когда построят первый космический лифт?

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

34 комментария

  1. molohyt

    И космический лифтёр из космического ЖЭКа с космичеким выхлопом, обслуживающий этот лифт. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  2. divull

    Я скорее поверю в реализации проекта Space Hook (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  3. zzz7

    ,,Фонтаны рая,, абсолютно гениальная вещь Артура Кларка. Без супернити не обойтись... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  4. igean

    А вот если этот кабель рухнет на землю... (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  5. igean

    Лифт в на орбиту 100.000 ... Звучит дико (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  6. ukw@ya.ru

    В будущем по любому будет

  7. Turbor68

    Цитата: - Думаю, космические лифты будут в 2035, 2060 или даже в 2100 году».... - ну по крайней мере в 2800 точно.
    Сказочник этот Питер Свон а не исследователь: ни чего кроме домыслов, вымыслов, догадок, предположений и пророчеств не рассказал.

  8. VadVS

    100 километров. 100 000 метров.
    Исправляйте. Ибо чушь прекрасную несёте.

  9. VadVS

    Упс! Был не прав, погорячился. Сам чушь прекрасную понёс. Сорри.

  10. zaycan

    да и вот строили строили и наконец построили лифт высотой 100 000 км скажем где то на экваторе, а потом он упал и 2,5 раза обогнул землю. а все потому что на экваторе песок. а если строить будут не на песке то тогда он упадет когда в него врежется пьяный русский пилот на высоте где нибудь в 6000 7000 МЕТРОВ

  11. n-sn

    Пока на данный момент, нет технологии, чтоб соорудить такой лифт. И не будет ещё оч. долго! (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • qqc

      Я поражен вашей осведомленностью, в новости именно это и сказано, просто другим языком. Неужели просто не хочется верить в то, что мы живем в самое прекрасное время и если повезет увидеть хоть крупицу открытий приведенных к реальности, наша жизнь изменится к лучшему.
      А тролли так и будут сидеть в пещерах) (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

      • Turbor68

        С новыми технологиями геномодифицированных продуктов вряд ли повезёт что либо увидеть - потравят человечество до начала строительства. Наплодили вирусов...

      • Turbor68

        P.S. Лучше бы я в пещере сидел, чем смотреть как человечество движеться к самоуничтожению

      • n-sn

        Друзья, я придумал, как сделать всех счастливыми...Но пока это все- на стадии разработок, поэтому дайте денег! Вот вам счет:123....Ув.аудитория, эту тему с лифтом, мусолят уже лет 80. Элементарные законы физики не позволяют серьезно рассуждать об этой идее. Все, у кого есть мозг, знают об этом! Очередной "развод"! (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

      • edit_basic

        + (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  12. wet

    Бред проект обойдется дороже разработки и запуска нового ракетоносителя, а в случае провала коласальный ущерб. Вообщем так и будет на бумажке, лучше бурана пока проектов небыло если смотреть в будущее

  13. tydym

    Проблема тросса длиной 100 000 км в том, что космический мусор и небольшие метиориты могут его легко посечь.

  14. sylar

    100 km. А не 100000 очнитесь, проблема в том не понятно кто будет натягивать трос в космосе. Ведь он постоянно будет провисать и стремиться свалится на землю. Ветер то на высоте не слабый.

    • Archer

      Тут-то все просто. Прицепят на свободном конце какую-то тяжеленную платформу - станцию и она будет натягивать трос за счет центробежной силы, возникающей при вращения Земли.
      Конечно сложностей в этом проекте достаточно, например как произвести монтаж всей установки как единого целого. Но главная проблема - это отсутствие самого троса, то есть пока нет такого материала и способа его изготовления. Собственно, нанотрубки есть, но вот троса из них пока ни кто не сделал, и каковы будут свойства такого троса ни кто не знает.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.