#чтиво | Забавы тинейджеров. Микровидение и блокбастер из жизни простейших

Олег Довбня

Удивительные были времена — середина прошлого века! Подростки не ждали, пока брэнды создадут для них девайс, а родители его купят, в надежде, что чадо хоть немного возьмется за ум и перестанет огорчать своими школьными «успехами». Дети того времени сами создавали девайсы и в помощь им выпускалась масса литературы, в которой рассказывалось, как и из чего сделать то или иное устройство.

Проектор для школьного микроскопа

В 1941 году детишек учили, как самостоятельно сделать проектор для школьного микроскопа, чтобы показывать «киношку» из жизни простейших микроорганизмов. Ведь дети увлекались не только техникой, но и естественными науками. Ужастиков и фантастических фильмов тогда не было. О компьютерных играх не мечтали даже фантасты. Но дети могли посмотреть фильм-битву ужасных чудищ, которыми под микроскопом представали обычные амебы. А их всегда хватало и хватает в любой капельке тухлой воды.

Проектор для школьного микроскопа

Для этого следовало самим сделать проектор. Принцип его очень прост: картинка в окуляре микроскопа посредством небольшого зеркала увеличивается и транслируется на матовое стекло. Это стекло служило экраном проектора. Выключив в комнате свет, юные натуралисты могли насладиться фильмом, у которого нет финала.

Каплю воды на препаратном стекле микроскопа следовало хорошенько осветить лампой, а зеркало под углом 45 градусов приладить к окуляру школьного микроскопа.

Осветительное устройство делали из жестяной банки с дыркой диаметром в 60 миллиметров на боку и мощной лампы, а также прозрачной емкости с обычной водой из-под крана. Берется квадратная доска и на ней крепится лампа в патроне. Пустая жестяная банка накрывает доску с лампочкой. Дно жестяной банки оказывается, разумеется, сверху. Теперь о боковой дырке: вольфрамовая нить лампы должна была располагаться сантиметра на четыре выше середины этой дырочки. Чтобы избежать перегрева, нижний и верхний края банки утыкивались небольшими отверстиями.

Школьный микроскоп

Фокусировка света лампы достигалась за счет расположения перед ней короткофокусного увеличителя. В этом качестве применяли прозрачный сосуд с обычной водой. Размещали ее напротив дырки в боку консервной банки. Эту дырку банка должна была полностью закрыть. Перемещая емкость с водой и микроскоп, добивались такого положения, при котором свет лампочки, проходя через боковую дыру, концентрировался в световое пятно на поверхности зеркала, расположенного под микроскопом.

Близ микроскопа располагали в горизонтальном положении четырехстороннюю пирамиду со срезанной вершиной, сделанную из картона. Отверстие от среза накрывалось доской прямоугольной формы, посередине которой было предусмотрено отверстие. В основании картонной пирамиды находилась рамка из дерева. В нее было вставлено матовое стекло, выполнявшее функции этого самодельного «микроскоповизора». Но стекло было не так просто раздобыть. Поэтому его порой заменяли простой папиросной бумагой.

Верхняя линза школьного микроскопа располагалась чуть пониже, чем центр отверстия в доске, которая прикрывает усеченную вершину картонной пирамидальной конструкции.

Из тоненьких досточек при помощи клея или молотка с гвоздями делали маленький ящик без донышка и с одной отсутствующей боковой стенкой. Напротив этой отсутствующей стенки крепили два угольника из дерева таким образом, чтобы они образовывали наклон в 45 градусов. Стеклом наружу к этим угольникам клеили маленькое и очень тонкое зеркало. Надо было подобрать такое зеркало, которое не искажало отражаемую картинку.

Школьный микроскоп

Этот ящик крепили на досточке, накрывающей усеченную вершину картонной пирамиды. Важный момент: маленькому зеркалу следовало оказаться аккурат напротив отверстия. Затем осветительное устройство ставили, а зеркало школьного микроскопа поворачивали таким образом, чтобы отбрасываемый им пучком яркого света приходился на предметное стекло микроскопа и каплю несвежей воды, в которой сражаются между собой неутомимые инфузории.

Микроскоп фокусировали над этой каплей воды, а над его окуляром располагали эту нехитрую конструкцию. Затем свет в комнате гасили и обращали свои взоры на матовое стекло (или заменяющую его папиросную бумагу). При условии, что угол расположения зеркала в коробке пирамиды составлял строго 45 градусов, а матовое стекло было расположено вертикально и капля в достаточной степени озарена ярким светом, на самодельном экране начиналось кино. Так порой развлекались тинейджеры века двадцатого.

Источник: «Юный техник», Детиздат, 1941