«Большая гребаная ракета» SpaceX: большая полная история

22 557 просмотров
Об авторе

SpaceX

В конце сентября Элон Маск взошел на сцену Международного конгресса по астронавтике и раскрыл первые реальные подробности «большой гребаной ракеты», над которой работает. Несколько месяцев назад, когда SpaceX впервые объявила, что это произойдет в конце сентября, меня вдруг осенило, что я могу получить особые привилегии от них, своего рода карт-бланш с тех времен, когда я работал с Элоном и его компаниями в 2015 году. Поэтому я добрался до них и спросил, могу ли узнать о «большой гребаной ракете» раньше остальных и написать статью.

Они ответили «да». Так говорит Тим Урбан, автор известного блога WaitButWhy, который посвящает свою работу разжевыванию крайне интересных тем. Например, на тему искусственного интеллекта. И да, вы не ошиблись, в этот раз он решил рассказать об амбициозном проекте Элона Маска — как доверительное лицо, заглядывая через плечо. Далее от первого лица.

Немногим позже мне позвонил Элон, чтобы обсудить ракету, сроки и большой план, который все это охватывает. Мы начали как обычно:

(по телефону)

Тим: — Ты Элон Маск.

Элон: — Я Элон Маск.

(молчание)

Тогда я перешел к ракете.

Тим: — Ракета для Марса большая.

Элон: — Да, весьма большая.

Тим: — Она повезет людей на Марс.

Элон: — Таков план.

Тим: — Я бы полетел, потому что я особенный мальчик.

Элон: — …

Звонок

Наконец, мы перешли к разговору об этой невероятной машине, которую строит SpaceX, и что собирается с ней делать.

А теперь, прежде чем мы перейдем к делу…

Эта статья — лишь часть Истории SpaceX, одной из самых удивительных историй наших времен, которую я писал три месяца. Если вы хотите понять ее целиком и еще не читали предыдущие части, рекомендую с них начать. Их шесть:

Часть 1: история людей и космоса

Часть 2: миссия Маска

Часть 3: страхование человечества

Часть 4: как колонизировать Марс

Часть 5: стоимость космических путешествий

Часть 6: колонизация

Для тех же, кто читал это все и хочет освежить память, либо кто и так уже все знает, небольшой возврат в прошлое.

Контекст

Чтобы понять, почему большая гребаная ракета (отныне мы будем называть ее именно так, хотя официальное название Маск давно уже сменил) имеет значение, нужно понять эту фразу:

«SpaceX пытается сделать человеческую жизнь многопланетной, построив самоподдерживающуюся цивилизацию из одного миллиона человек на Марсе».

Теперь давайте поэтапно.

Зачем делать человеческую жизнь многопланетной?

Причины две:

  1. Это весело и классно.
  2. Держать все яйца в одной корзине — не лучшая идея. Сейчас мы все на Земле, а значит если на Земле случится что-то страшное — по причине природы или наших собственных технологий — нам конец. Это как иметь драгоценный альбом с цифровыми фотографиями на одном ненадежном жестком диске. Очевидно, драгоценные воспоминания лучше хранить на двух дисках. В этом-то и смысл. Элон называет это «страхованием жизни для вида».

Почему Марс?

Венера — сволочь, ее температуры плавят свинец, атмосферное давление норовит раздавить, а с ветром невозможно бороться.

Луна — есть немного природных ресурсов, 28-дневные сутки, отсутствие атмосферы и никакой защиты от солнца, которое раскаляет все днем, а ночью все остывает до смерти. То же самое с Меркурием.

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун ­— просто большие шары газа, претендующие на звание планет.

Некоторые спутники Юпитера и Сатурна, возможно, пригодны для жизни, но они дальше, холоднее и темнее, чем Марс, поэтому отбрасываем.

Плутон еще дальше, холоднее и темнее. Хватит спрашивать о Плутоне.

Остается Марс. Марс переживает не лучшие времена. Если бы Марс был местом на Земле, его никто бы не хотел посещать. Но по сравнению со всеми другими вариантами, это сказка. Там холодно, но не очень. Темно, но не темнее, чем на Земле. Он далеко, но не слишком. Длина суток на нем почти такая же, как у нас, а это будет хорошо как для нас, так и для земных растений. Сила тяжести на поверхности не особо низкая и не особо высокая (примерно треть земной). На нем очень много замороженной воды и довольно много углекислого газа, которые крайне необходимы для первых попыток выжить, а также будут крайне полезны для дальнейших попыток «терраформировать» планету и превратить в место, более пригодное для жизни людей. Нам повезло иметь такую опцию, как Марс. В большинстве других солнечных систем вряд ли такое было бы возможно.

Почему 1 000 000 человек?

Потому что Элон считает это грубой оценкой числа людей, которые должны жить на Марсе, чтобы цивилизация была «самоподдерживающейся» — и самоподдержание, как говорит Элон, это «даже если космические аппараты с Земли навсегда перестанут приходить, колония окончательно не умрет — а для этого нужна мощная промышленная база, которую будет намного сложнее построить, будучи не на Земле».

Другими словами, если жесткий диск #2 полагается на жесткий диск #1 для работы, то ваш фотоальбом на самом деле не сохранен. Нужно, чтобы жесткий диск #2 смог сохраниться, если жесткий диск #1 сломается навсегда.

И в то время как жесткий диск Земли может «сломаться» по самым разным причинам — астероид, ИИ, Трамп, биологическое оружие ИГИЛ — Элон также предупреждает и о менее драматической вероятности того, что земные корабли могут перестать ходить просто потому, что земная цивилизация утратит возможность их отправлять:

«Космические корабли с Земли могут перестать прибывать по другим причинам — Третья мировая война, Земля станет религиозным государством, может быть, просто просядет под собственным весом. Однажды египтяне могли строить пирамиды, а потом забыли, как это делается. А потом они забыли, как читать иероглифы. Рим тоже — у него был водопровод, продвинутые акведуки, а затем империя развалилась. У Китая в определенный момент был крупнейший в мире флот парусных кораблей, они плавали даже в Африку, но затем объявился какой-то безумный император и решил, что это плохо, что они должны все сгореть. Вы просто не знаете, что может произойти. Критически важно набрать нужное число людей и тонны грузы, чтобы все стало самоподдерживаться. Это примерно миллион человек и 10-100 миллионов тонн груза».

Короче говоря, хватит ждать.

Круто, но каким образом ты хочешь затащить 1 000 000 человек на Марс?

Вы создаете эту зеленую часть:

Маск

Синий круг: люди, которые могут позволить себе поездку на Марс. Желтый круг: люди, которые хотят на Марс. Зеленая часть: минимум миллион человек.

Все просто. Если мы дойдем до точки, когда будет миллион человек на Земле, которые хотят и могут позволить себе поездку на Марс, на Марсе будет миллион человек.

К сожалению, прямо сейчас желтый круг небольшой, а синий круг не существует.

Элон считается — и я тоже — что если синий круг станет достаточно большим, желтый круг сможет позаботиться о себе сам. Если Марс будет доступен и безопасен, а вы будете иметь возможность вернуться, к нему полетят многие. Но с синим кругом все сложнее.

В последний раз, когда Конгресс США сверялся с NASA, стоимость отправки экипажа из пяти человек на Марс составляла 50 миллиардов долларов. 10 миллиардов долларов на человека. Элон считает, что чтобы сделать синий круг достаточно большим, необходимо скостить ее до 500 000 долларов на человека. В 20 000 раз.

1/20 000

Это как посмотреть на автопром и сказать: «Сейчас новенькая Лада стоит порядка 20 000 долларов. Чтобы автопром ожил, нужно сократить стоимость новой машины до 1 доллара».

Какого черта?

Такого черта:

Представьте, если бы самолеты взлетали, долетали до пункта назначения, но потом не приземлялись, а сбрасывали всех пассажиров на парашютах на землю, а потом разбивались (самолеты) об океан. Каждый самолет летал бы единожды, а чтобы сделать возможным новый полет, вам пришлось бы строить другой самолет.

Билет на самолет стоил бы 1,5 миллиона долларов.

Космическое путешествие в настоящее время дорого, потому что мы разбиваем ракеты об океан (или сжигаем их в атмосфере).

Когда Элон начинал SpaceX, он намеревался решить эту проблему. Вызов был серьезный, учитывая, что никто не делал этого до него — даже США и Россия, которые тратили миллиарды пытаясь. Но SpaceX ставила перед собой эту задачу каждый год, и после ряда неудач и попыток, в конце 2015 года, проблема была решена:

Затем она была решена снова. И снова. И снова. На текущий момент она решалась чаще, чем нет. Смотрите, вот последнее приземление:

Вскоре, впервые, ранее использованная и посаженная, проверенная полетом ракета Falcon 9 отправится в новую миссию для SpaceX и официально сделает ракеты SpaceX «многоразовыми».

Чтобы осуществить миссию на ранее использованной ракете, вам нужно заплатить лишь за пропеллент (топливо и жидкий кислород) и за небольшое плановое техническое обслуживания. Это сократит стоимость космических путешествий в 100 или даже в 1000 раз.

В итоге нам останется сократить стоимость в 20 или 200 раз. Частично это решится отправкой 100 или более человек на Марс за раз, вместо пяти (по мнению NASA). Остальная часть решится несколькими простыми инновациями, вроде дозаправки космических аппаратов на орбите (что сократит стоимость в 5-10 раз) и производства пропеллента на Марсе, так что вам не понадобится везти с собой пропеллент (еще 5-10 раз). Об этом ниже.

Внезапно цена может не только опуститься до 500 000 долларов за билет — еще ниже. (Элон думает, что в конце концов она дойдет ниже 100 000 долларов за человека). Может, вы этого пока не заметили, что инновации SpaceX проводятся в рамках тотальной революции стоимости космического путешествия. Это изменение откроет нам двери, которые мы раньше и не мечтали открыть. И когда эта революция зайдет достаточно далеко, план SpaceX по отправке миллиона человек на Марс может на самом деле — серьезно, реально — осуществиться.

Мы летим на Марс. И в конце сентября SpaceX показала нам штуку, которая нас туда доставит.

Ракета

«Она невероятная. Она выносит мне мозги, и я вижу ее каждую неделю».

Элон, конечно, преувеличивает. И когда вы узнаете больше о большой гребаной ракете, которую он строит, вы тоже начинается проникаться.

Во-первых, давайте взвесим на руке задачу. Говорят, что космос — это трудно. До сих пор в космосе побывало лишь несколько сотен человек, не так много стран имели возможность запустить что-то в космос, а история космических путешествий устелена неудачными запусками. Запустить что-то тяжелое, хрупкое и полное взрывоопасной жидкости через атмосферу, чтобы все пошло по плану, очень трудно.

Но когда мы говорим о людях, которые летят в космос, мы говорим по большей части о людях, которые летят на низкую околоземную орбиту, слой космоса на высоте 150-2000 километров над землей. Обычно люди долетают до высоты 400-500 километров — там Международная космическая станция. Единственный период, когда люди заходили еще дальше, был в 1960-х годах, когда горстка американцев посетила Луну.

Когда Земля и Марс расположены ближе всего, Марс от нас в 58-100 миллионах километров — в 200 раз дальше, чем Луна, и в 200 000 раз дальше, чем МКС.

Луна от нас в одной световой секунде.

Световая секунда

Марс от нас более чем в трех световых минутах.

Марс далеко.

Элон любит сравнивать путешествие с Земли на Марс с пересечением Атлантического океана, отмечая, что по такой шкале добраться до Луны будет как пересечь Ла-Манш (а до МКС — отплыть от берега на 30 метров). Продолжая сравнение, он говорит, что «ракета, созданная для выхода на низкую околоземную орбиту или даже для достижения Луны, представляет собой по сути прибрежное рыболовное судно, в сравнении с системой колониального транспорта, который пытается уехать в 1000 раз дальше».

Кроме того, она может взять лишь несколько человек или один спутник и доставить их на НОО — но если вы собираетесь на Марс, вам понадобится много больше, чем это. Вам придется взять больше массы и лететь дальше. Умножив расстояние на полезный груз, Элон объясняет, что марсианская транспортная система будет «буквально в миллион раз более способной, чем нынешняя система запуска всего мира. Должна быть такой».

А еще она должна быть невероятно продвинутой. Элон говорит, что ей нужно быть не только больше, но и эффективней. «Существует фальшивая дихотомия, когда дело доходит до «маленьких и сложных» или «больших и тупых» ракет. Люди говорят о «большом тупом носителе» — но все устроено не так. Нужен большой умный носитель. Если вы хотите построить колонию на Марсе, у вас нет выбора — вам придется сделать его большим и эффективным».

Итак, все, что нужно, — построить ракету, которая в миллион раз более способна, чем лучшие современные ракеты, эффективна, умна и хороша в постели.

SpaceX строит ее. Встречайте Большую Гребаную Ракету.

БФР

По этой картинке сложно понять ее размер. Давайте добавим что-нибудь для масштаба:

БФР

Или как насчет этого:

БФР

Есть еще вот:

БФР

Это небоскреб. Или, как говорит Элон, «пока это самый большой летающий объект в истории».

На презентации Элон объяснил, что это не первые наброски ее вида, это не впечатление художника — она так и будет выглядеть. Это то, что они строят.

К сожалению, SpaceX, похоже, испытывает экзистенциальный кризис, когда дело доходит до придумывания названий. Сначала это был Mars Colonial Transporter, затем его переименовали (потому что он сможет выбраться и за пределы Марса) в Interplanetary Transport Syste. Также на презентации Элон отметил, что пока не выбрал окончательное название, но тот космический аппарат, который первым полетит на Марс, будет назван «Золотое сердце».

Именно поэтому — пока я не услышу обратное — я буду называть эту ракету, как когда-то ее называл Элон: Большая Гребаная Ракета (Big Fucking Rocket, BFR).

Большая Гребаная Ракета гребанно большая. Будучи 130 метров в высоту, это по сути 40-этажный небоскреб. Будучи 13 метров в диаметре, она будет также в три раза тяжелее и мощнее с точки зрения тяги гигантской Saturn V — ракеты миссии «Аполлон» — которая пока что остается самой большой ракетой, построенной людьми.

Вот так она выглядит рядом с другими ракетами:

Ракеты

Разница становится еще более разительной, если сравнивать ее с ракетами с позиции массы полезного груза (грузоподъемности груза и людей), которую они могут выводить на орбиту.

Ракеты

Для сравнения: ракета Falcon 9 сможет доставить 4 тонны полезного груза на Марс, а Falcon Heavy — самая мощная на сегодня ракета — 13 тонн. Элон считает, что БГР сможет сперва доставить несколько сотен тонн ценного груза на Марс, а впоследствии — 1000 тонн. Абсурд этой статистики — что гигант Falcon Heavy сможет поднять лишь 1% груза БГР — невозможно постичь.

Теперь, чтобы все прояснить — то, что называется Большой Гребаной Ракетой, по сути, является двумя вещами: Большим Гребаными Кораблем на верхушке Большого Гребаного Носителя.

Ракета

Большой Гребаный Носитель

Давайте обсудим носитель. 25-этажная первая ступень — по сути, ракета БГР — это «немножко монстр», как говорит Элон. Это самый большой носитель во все времена — пока что. По физическим размерам — определенно, по тяге — еще больше.

В статьях о SpaceX мы затрагивали девять двигателей «Мерлин» на Falcon 9, каждый из которых достаточно мощный, чтобы вывезти стопку из 40 автомобилей в небо. Двигатели Falcon 9 могут вытащить на орбиту 360 автомобилей. Falcon Heavy с ее 27 двигателями «Мерлин» сможет вытащить в небеса стопку из 1000 автомобилей.

Носитель БГР будет работать на другом двигателе: Raptor («Раптор»).

raptor

Двигатель «Раптор» похож на «Мерлина», за одним важным отличием: «Раптор» в три раза мощнее «Мерлина».

Один двигатель «Раптор» выдает 310 тонн тяги — достаточно, чтобы поднять 310 тонн, стопку из 172 автомобилей или целый самолет Boeing 747 в небо. На это способен один двигатель «Раптор».

У носителя БГР будет 42 двигателя «Раптор». 42 «Раптора», Карл.

Рапторы

Вкупе они будут выдавать 13 033 тонны тяги. Это 7000 автомобилей или 50 авиалайнеров, которые уходят в небо.

Большой Гребаный (Космический) Корабль

Космический аппарат, как его принято называть, но в данном случае уже судно — для удобства окрестим его просто кораблем. SpaceX называет его Межпланетным космическим аппаратом (Interplanetary Spaceshio), но для нас это Большой Гребаный Корабль, потому что так смешнее. БФК — это большая и забавная на вид штука, сидящая поверх БФН, то есть корабль или аппарат, находящийся на вершине ракеты-носителя. Корабль повезет людей и груз на Марс. Собственно, он также будет взлетать самостоятельно с Марса и возвращаться на Землю с людьми.

БФК сам по себе высотой с 16-этажное здание и шириной в 18 метров в самом толстом месте. В дополнение к сотням или тысячам тонн груза, БФК сможет сначала доставлять по 100 человек, а Элон думает, что потом по 200, по 300 — как круизное судно.

С девятью двигателями «Раптор», у него будет очень много подъемной силы. Даже космический аппарат с грузом будет обладать невиданной мощностью.

Вот вам корабль в разрезе:

Ракета в разрезе

Я спросил Элона, каково было бы на нем прокатиться. Он ответил: «Ну, ты бы летел на гигантском космическом аппарате в условиях микрогравитации. То есть очень весело. Ты будешь плавать».

На презентации он также добавил: «Это будет весело и восхитительно, вряд ли скучно. Отсек для экипажа устроен так, что вы сможете поиграть в игры в нулевой гравитации, поплавать, посмотреть фильмы, послушать лекции, посетить рестораны — было бы реально весело».

Круизный лайнер с нулевой гравитацией. И с таким видом:

Обсерватория

И если вы согласны, вот как будет проходить поездка.

  1. Садимся на судно. БГР будет взлетать с площадки 39A на мысе Канаверал во Флориде — с того же места, с которого стартовали астронавты «Аполлона». Потому что площадку построили абсурдно большой — никто не знал, насколько большая ракета будет построена. Вы приходите и пересекаете мост, чтобы попасть в БГК.

Мост

  1. Взлетаем. Вы пристегиваетесь, и БГР взлетает. Через несколько минут первая ступень БГН отделяется и устремляется обратно к Земле. БГК выходит на орбиту Земли.

Ракета

  1. Заправляемся на орбите.

Вернувшись на Землю, на БГН устанавливается новый БГК — в этот раз с топливом (жидкий кислород и метан). Ракета взлетает и оставляет второй БГК на орбите, где тот пристыковывается к нашему первому кораблю для дозаправки.

Это происходит несколько раз, пока космическое судно не будет загружено по самое не хочу. Это необходимо, чтобы снизить стоимость поездки и чтобы поездка протекала бодренько. Люди привыкли считать, что поездка на Марсе займет шесть-девять месяцев, но БГК управится за три.

SpaceX

  1. Летим к Марсу. Три месяца веселья в условиях микрогравитации и тошнотворного общения с другими людьми на борту. В процессе поездки аппарат будет поворачивать, используя холодный газ.

SpaceX

  1. Входим в атмосферу Марса. Активируем тепловые щиты.

SpaceX

  1. Приземляемся на Марсе, целуем почву. Точно так же, как первая ступень приземляется на Земле.
  2. Живем на Марсе как боги. Или как бог знает кто. Если процесс колонизации в самом начале, мы работаем и помогаем построить первую промышленность. Если в самом разгаре, это может быть что угодно — исследования, предпринимательская деятельность или просто приключения.
  3. Производим топливо на Марсе. Это будет одна из важнейших и первых отраслей промышленности. Пропеллент состоит из жидкого кислорода (O2) и метана (CH4), которые легко производить из огромного количества H2O (лед) и CO2 (основной газ марсианской атмосферы), которые уже имеются на Марсе. Это топливо будет загружаться в космические аппараты, которые готовятся к отбытию на Землю. Благодаря этому процессу, не понадобится тащить топливо на обратный путь с Земли.
  4. Умираем или возвращаемся. Если вы захотите вернуться, можно будет сесть на борту БГК и отплыть. Если нет, можно будет счастливо жить и умереть марсианином. Но мы улетели.
  5. Вертикально приземляемся на Земле. Точно так же, как это было на Марсе. Космическое судно пройдет легкий ремонт и будет готовиться к отбытию на Марс через два года.
  6. Становимся тем невыносимым человеком, который постоянно трещит о своем пребывании на Марсе.

Миссия выполнена.

Собственно, в этом вся Большая Гребаная Ракета и как она будет работать.

Диаграмма

Давайте теперь обсудим, к чему весь этот грандиозный план.

План

Вернемся к реальности. Как нам перейти от «есть эта потенциально мощная ракета, которая, возможно, будет готова через пять лет» к «ура, мы процветающая многопланетная цивилизация и нас на Марсе миллион»?

10 000 полетов. Столько раз нужно отправить Большой Гребаный Корабль, по мнению Маска, на Марс, чтобы довести популяцию до миллиона.

Почему 10 000? Потому что будет по крайней мере 100 человек в большинстве полетов и это число будет расти со временем, но некоторые люди будут возвращаться обратно. В нижней части каждого БГК будет большой грузовой отсек. Элон думает, нам нужно доставить минимум 10 миллионов тонн груза на Марс, чтобы миллионная колония стала самоподдерживающейся, а это минимум 10 000 полетов, если SpaceX сможет быстро довести грузоподъемность ракеты до 1000 тонн.

Когда начнутся эти 10 000 полетов?

Давайте взглянем на синодический календарь Марса — Земли — в котором стоят даты, когда Земля и Марс находятся близко друг к другу (в оппозиции). Орбита Земли меньше марсианской, так что Земля вращается вокруг солнца быстрее — так что каждые 26 месяцев Земля догоняет Марс и они недолго находятся рядом. В этот момент можно осуществить переход с Земли на Марс.

Сейчас мы довольно близко к Марсу, поскольку оппозиция Марса — Земли была 22 мая 2016 года. Этот момент времени был также особенным, поскольку это последняя оппозиция, о которой никто не говорил. Почему? Потому что начиная со следующей оппозиции в июле 2018 года SpaceX начнет отправлять всякие штуки на Марс всякий раз, когда он будет в оппозиции с нашей планетой, и каждый раз мы будем об этом галдеть. Вот примерное расписание, если все пойдет согласно плану:

Грядущие оппозиции Марса — и планы SpaceX на каждую из них

Июль, 2018: отправка космического аппарата Dragon на Марс с грузом;

Октябрь, 2020: отправка множества Dragon и больше груза;

Декабрь, 2022: девственный вояж БГК на Марс. Только груз. Этот корабль Элон хочет назвать «Золотым сердцем»;

Январь, 2025: первые люди отправятся на БГК на Марс;

Прочитайте еще раз последнюю строчку.

Январь, 2025: первые люди отправятся на БГК на Марс.

Улавливаете?

Если все пойдет по плану, марсианский Нил Армстронг уже через восемь лет оставит свой след.

И об этом никто не говорит.

Но заговорят. Ажиотаж будет нарастать через пару лет, когда Dragon осуществит свое путешествие на Марс, и достигнет пика, когда БГК в 2022 году, наконец, взлетит, достигнет Марса и приземлится. Об этом будет говорить каждый.

Этот гул будет нарастать, когда будет объявлена первая группа космонавтов БГК. Каждый из них заполучит шанс сделать что-то значимое либо умереть, если что-то пойдет не так. В 2024 году они взлетят, пробудут три месяца в пути и будут показываться на главных полосах газет ежедневно. За их приземлением будет смотреть каждый житель Земли. 1969 год повторится.

Вот что будет.

Элон не любит, когда люди спрашивают его об этом первом путешествии и о Ниле Армстронге на Марсе. Он говорит, что это все ерунда, что человечество не должно вставлять перо многопланетности в свою шляпу как красивый жест, и напоминает о другом: «Вывести людей на Луну было суперкруто — но где наша лунная база?». Другими словами, побывать на Марсе, чтобы понюхать там почву, поиграть мышцами, не имеет значения — имеет значение лишь полная реализация видения Маска в виде самостоятельной цивилизации на Марсе.

И это, бесспорно, круто. Но для нас 2025 год будет очень веселым.

В любом случае Марс окажется в следующей оппозиции уже в 2027 году. На этот раз, если все будет идти по накатанной, Красную планету посетит сразу несколько БГК, которые будут нести больше людей, чем было изначально в группе 2025 года. И космический аппарат, который ушел в 2025, вернется на Землю, а вместе с ним и горстка марсианских первооткрывателей. Они вернутся героями, а легендарный космический аппарат будет стоять обезглавленным в Музее авиации и космонавтики.

Между тем, мы будем прикованы к мониторам, наблюдая за прибытием БГК на Марс. Вместе с ними на Красную планету прибудут люди, готовые продолжать изнурительную работу, начатую в 2025 году. Первым колонистам придется несладко (как обычно приходится первым колонистам). А этим «первым» придется труднее во сто крат. Мало того что они должны будут начать с нуля — вырыть шахты, рудники, карьеры, заводы, построить первые подземные жилища, первые больницы, школы, теплицы, водопровод, топливный завод, — им еще придется делать все это в скафандре, от которого нельзя избавиться. При этом все, кого они знали и любили, будут на бледно-голубой точке в ночном небе.

Будет трудно, но все окупится. Элон говорит: «Вы можете попасть в любую точку Земли за 24 часа. Здесь нет физических границ. Теперь космос — эта граница, поэтому она стоит на пути каждого с духом исследователя».

В апреле 2029 года SpaceX отправит еще более крупную группу космических аппаратов, людей и груз на Марс. На этот раз к ней будет приковано меньше глаз. К 2029 году мы уже свыкнемся с мыслью о том, что на Марсе есть люди и что каждые 26 месяцев происходит двусторонняя миграция.

Рост марсианской колонии будет продолжаться и привлекать авантюристов — вроде тех, кто читал о мореплавателях 15 и 16 века и хотел быть на их месте. Когда я спросил Элона о том, как будет расти и развиваться небольшая колония, он ответил: «Представь колонию Марса как организм, который начинается с зиготы и становится многоклеточным, а затем обзаводится органами — он будет меняться постоянно. Примерно так же, как первое поселение Джеймстауна ничего не говорит о Соединенных Штатах. С Марсом будет то же самое — Марс будет новым Новым Светом».

Оппозиции 2031, 2033 и 2035 годов принесут в Новый Свет намного больше людей. К тому моменту подающий надежды марсианский город уже станет частью нашей жизни. Мы подпишемся на Твиттеры самых успешных марсианских журналистов, чтобы оставаться в курсе происходящего. Мы будем смотреть все марсианские реалити-шоу. Некоторые из нас задумаются: почему бы не отправиться на Марс сейчас, прежде чем я станут слишком стар?

К 2050 году на Марсе будет более ста тысяч человек. Компания, в которой работает ваш сын, может открыть там филиал, и он будет прощаться с коллегами, которые соберутся в 52-месячную командировку на Красную планету. Он скажет, что не хочет лететь, потому что не хочет увозить свою дочь-девятиклассницу прочь от ее друзей и ее жизни. Но она отправится на Марс, когда ей стукнет 17, чтобы продолжить обучение. Вы переживаете, абсолютно понимая, что ваши переживания иррациональны. Просто вы помните дни, когда путешествия на Марс были рискованными и опасными, и какая-то часть вас дрожит и боится. А что, если она решит не возвращаться?

К 2065 году первые дни на Марсе будут казаться примитивными. Во время первых миграций на Марс лишь некоторые корабли могли перевозить по 100 человек за раз, это было дорого, путь занимал три месяца, а инфраструктура Марса оставляла желать лучшего.

В 2065 году каждая оппозиция Марса с Землей будет ожидать более 1000 кораблей, каждый из которых будет перевозить больше 500 человек и несколько тысяч тонн груза. Полмиллиона человек будут выходить в космос каждые два года, 50 000 из них — возвращаться. И вот поездка занимает 30 дней, стоит 60 000 долларов (по курсу 2016 года), а люди могут позволить себе оплатить билет с месячной зарплаты на Марсе (потому что на Марсе постоянная нехватка рабочих, ведь города постоянно расширяются).

Многие люди помнят те первые дни марсианской колонии, когда все вертелось вокруг SpaceX — финансировалось SpaceX, их грузовыми клиентами, подталкивалось амбициями компании, ее кошельком, изобретательностью ее гендиректора и инженеров. Но теперь десятки компаний специализируются на транзите Земля – Марс, а сотни компаний сосредоточились на развитии и предпринимательстве на Марсе. Транзит оплачивается так же, как сегодня люди оплачивают поезда, самолеты, такси — покупкой билетов.

К 2074 году популяция Марса достигнет миллиона человек. Обе планеты справят небольшой праздник. Но большинство людей даже, наверное, не заметит этого, как сегодня не замечает дня рождения Интернета или продажи миллиардного «айфона».

***

Все вышесказанное было записано со слов Элона во время моего телефонного разговора с ним. Некоторые числа он назвал сам — как в последнем абзаце, который родился после таких его слов: «Я надеюсь, что мы сможем достичь миллиона через 50 лет после старта». Местами я сам экстраполировал возможное будущее на основе полученных от него прогнозов. Все зависит от восприятия реальности Элона Маска. Он всегда осторожен, когда дело касается прогнозов, либо защищается так: «Это может быть, если все будет хорошо, но кто знает, очень многое может сорваться». Он подчеркивает, что «у SpaceX нет ответов на все вопросы даже приблизительно — мы просто хотим показать, что это возможно. Но это желаемое, а не действительное». Что касается причины срыва, он перечислил несколько (вроде Третьей мировой войны), и он очень переживает, что если умрет молодым, к управлению SpaceX может прийти кто-то, кто превратит компанию в дойную корову, а не будет целенаправленно двигаться к марсианской цивилизации.

Но если SpaceX сможет запустить этот механизм, это будет лишь малая часть общего процесса, который откроет новые возможности перед человечеством. Он объясняет:

«Общий план заключается не в том, чтобы создать резервное копирование жесткого диска, а чтобы действительно превратить человечество в многопланетный вид. По сути, мы устанавливаем регулярный грузовой маршрут на Марс. Вместе с тем, как экономика будет подталкивать межпланетную торговлю, будут ресурсы и стимулы для массового улучшения космических транспортных технологий, и тогда все выйдет совершенно на другой уровень».

Описанное мной может показаться безумным, но ведь это лишь малая часть того, что будет сделано в конечном счете, когда мы станем двухпланетной цивилизацией. Посмотрите на судоходные технологии в Европе. Когда всего-то и нужно было, что пересекать Средиземное море, корабли были дерьмовенькими — они не могли пересечь Атлантику. На плаву были суда малой дальности. Без экономики судоходные технологии не продвинулись бы далеко — ведь можно было плавать на одних и тех же кораблях со времен Юлия Цезаря и до Колумба. Спустя 1500 лет вы все еще могли бы пересечь Средиземное море. Но когда появилась причина пересекать Атлантику, судоходные технологии кардинально улучшились. Для этого потребовались американские колонии.

Люди в SpaceX верят, что как только они будут на Марсе, станет доступна и остальная часть Солнечной системы. Поэтому они делают не только картинки, где Большая Гребаная Ракета горделиво красуется на Марсе. Они рисуют, как она летает вокруг Юпитера.

SpaceX

И Сатурна.

SpaceX

И доставляет исследователей к далеким спутникам.

SpaceX

SpaceX

Они готовятся к тем временам, когда любой человек сможет отправиться куда угодно в нашей гигантский Солнечной системе — и начнется новый золотой век исследований, с неизведанными физическими границами, куда ни посмотри.

«Большая гребаная ракета» SpaceX: большая полная история

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

226 комментариев

  1. Fred

    Однажды Глушко сказал про Королевскую ракету Н-1:
    «Это не ракета, а склад двигателей»
    На первой ступени сколько их было всего 36 ...
    Думается что 42 ТНА не самое лучшее решение. ТНА выходят из строя чаще чем камеры. А вот если бы Маск поставил электронасосы, и запитал их от аккумуляторов... но это уже совсем другая история)

  2. cats.can.fly

    Ну что ж, пойду в KSP поиграю)))
    Надеюсь накоплю на билет, когда-нибудь.

  3. Dasha2000

    А мне статья очень понравилась и нечто вроде адреса( НУ, ГДЕ ПРО ИИ беседы).
    Блог, вроде, какой-то. Непременно пообщаюсь с народом про ИИ! Спасибо.
    Заголовок минуты две изучала! Думала обман зрения!
    Классный же этот парень Маск!
    Автору -УВАЖЕНИЕ.
    Книксен.
    :)

  4. Dasha2000

    Не! Я чувствую, что на Марсе окажусь!
    Правда ничего не говорит за это событие!
    Но я ВЕРЮ!!
    И буду книги там писать!

    • ipodushkin

      Возьми меня с собой (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • Dasha2000

        :)

        • Fred

          Я надеюсь в готовы к практически каторжному труду киркой и лопатой, и не надейтесь на роботов они не столь универсальны как человек.

          Ну в довесок:
          В статье, опубликованной в журнале «Наука» в феврале 2014 года, говорится о том, что радиация на Марсе настолько велика, что её последствия ощутимы не только для живых организмов, но и для техники. Предположения учёных о том, что наличие на Марсе атмосферы может дать защиту от радиации, оказались неверны. Атмосфера на Марсе слишком разряжена, поэтому не даёт практически никакой защиты от космической и солнечной радиации.

          Дон Хеслер, автор статьи «Радиационная обстановка поверхности Марса измеряется в Марсианской научной лаборатории» рассказал о том, что защиту от радиации на Земле нам даёт не только плотная атмосфера, но и магнитное поле. На Марсе единого магнитного поля нет. Хотя на Красной планете и присутствуют участки с повышенным магнитным излучением. Тем не менее, общее магнитное поле на Марсе в 500 раз слабее, чем на Земле.

          Марсоход Curiosity измерил среднюю долю радиации на Марсе. Она составила около 300 мЗв, что сопоставимо с 24 сеансами компьютерной томографии. Что касается уровня радиации, которой будут подвергаться люди во время путешествия на Марс, то он ещё выше. Уровень радиации в открытом космосе в 15 раз превышает годовую дозу облучения, которую получает работник атомной станции.

          • Fred

            Да и за чем так далеко летать чтобы умереть? Можно съездить в Антарктиду или рядом с Чернобыльской АЭС пожить годик другой...

          • doubovitski

            Чтобы защитить человека от жёсткого космического излучения, имеющего в тысячи раз большую энергию, чем Солнечную, нужен экран из материала в 100-150 граммов на 1 квадратный сантиметр поверхности. Толщина стального листа при этом достигает 20 сантиметров. Масса оболочки, прикрывающей ВЕСЬ экипаж и съестные припасы можно посчитать. Менеджер по защите экипажа участвующий в проекте Маска, предлагает прятаться под слой мешков для продуктов. Можно смеяться по этому поводу, а можно и поплакать. Поскольку средств для вывода такой массы железа нет ни у Маска, ни у кого.

            • mlserg

              Да, блин. Беда с этим излучением. Человеческое тело - слабое звено в освоении космоса. Надо поскорее человечеству избавляться от биологических тел.

              • Fred

                Беда не сколько с человеческими телами, а с тем что мы не знаем что такое человеческое сознание, и тем более не знаем существует ли душа у человека. А то если по фантазировать то можно было бы научится ее пересаживать в другую подходящую оболочку(и), и клонировать например). Но тогда правда из-за смены оболочек сознание утратило бы свое я. В общем сатанизм в чистом виде)))

                • doubovitski

                  В 4 словах, на основе чисто материалистичеких представлений, можно доказать, что Душа существует.
                  1.Биополе.
                  2.Закон.
                  3.Сохранения.
                  4.Энергии.
                  Сложите эти понятия в одно и получится, что биополе (ничто иное, как Ваша сущность) бессмертно.

    • Sockranica

      Стану местным марсианским издательством и буду издавать твои книги)) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • Dasha2000

        Шлите свою почту, пришлю несколько глав, чтобы Вы мнение свое выразили!
        Не, я не шучу. Пишу роман( науч. фант. )
        DASHA2000ROS@GMAIL.COM

        • movbak

          Спасибо, большое что прислали главы!
          Мне очень понравилось!
          С нетерпением жду выхода книги!

  5. Gigaxer

    А как же, я думал она будет как электромобиль на электричестве.
    И потом, вдруг она сместит землю с оси, и пробьет озоновую дыру, в уоторую нас всех засосет
    Успокаивает только одно, что это все сказки для акционеров и спонсоров. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Dan

      SpaceX не торгуется на бирже, читай акционеров нет. Есть заказчики услуг.

    • Siberdt

      К 2050 году на Марсе будет более ста тысяч человек, а некий GIGAXER, тихо и бесславно помрет в своей закисшей конуре с гигахеровым каналом в интернет... :)

      • Gigaxer

        Больше чем такие статейки меня удивляют люди, которые во все это верят. Видимо американская лапша очень вкусная. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • amd212

          Это от упадка в сфере научно технического образования.
          Вера вместо знаний

          • Gigaxer

            Смена парадигм. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

            • amd212

              Прямо мракобесие какое-то началось.
              Советская энергия еле-еле 90 тонн на околоземку выволокла. При этом упиралась нехилая по мощи страна, пару миллионов высококвалифицированных кадров. А тут инженер недоучка, пальцем из носа - тысячу человек? на Марс? Да в лёгкую 100 тонн плюс 500 тонн жизнеобеспечения, 600 тонн полезной нагрузки. 20 энергий в одном флаконе.
              Всё ещё реально?
              А тысячу штук одну за другой?
              Ну надо же какие у нас читатели пошли.
              Всё, школы можно закрывать. Интернет всему научит.

              • Bit

                Маск учился на физика и экономиста (какое-то подозрительное сочетание). Инженерия не его конек.

                • amd212

                  Он поступил на бакалавра в канадский Квинс университет (аксептанс рэйт 50% - берут каждого второго) по специальности экономист. Закончил решил пойти на мастера в Стэнфорд (у мастеров конкуренция ниже, народ обычно бакалавром заканчивает) и вот там он решил стать уже физиком, но после двух семестров вылетел и пошёл в "бизнес"

                  • Bit

                    Вот-вот. Фраза "специально обученный человек" - это про него. Вот только фраза "специально обученный человек" свидетельствует об отсутствии какого-либо образования по рассматриваемому вопросу...

    • Neron

      Успокаивает?
      Не надейтесь, добро все равно победит зло.
      Если не Маск, то другие найдутся люди.
      Маск показал пример. Своей верой, он заразил многих.
      За Маска мы будем сражаться.

      • doubovitski

        https://topwar.ru/95392-makaronnyy-monstr-ilona-maska-ili-zakonomernyy-itog-avantyury.html

        Без разведки воевать- это гарантированно проиграть. Разведка сейчас и в этом вопросе- это разностороннее изучение матерала. Почитайте и разочаруйтесь в своём идеале.

        • amd212

          +++
          Спасибо. Статья - бомба.
          Всё что так не однократно говорили здесь и даже больше.

        • amd212

          Решай, деревенщина, тебе деньги дали!) – и вы раком ставите уникальные (я не шучу) инженерные коллективы (которые вам дали, как рабов, скопом) – и они делают невозможное – отрабатывают несчастные раскладные посадочные опоры ...

        • Neron

          DOUBOVITSKI
          Есть же ютуб, там очень много переводов
          видео с Маском.
          Маска я считаю гением его даже сравнить с не с кем.
          То что он делает это невероятно.

          • doubovitski

            Восторгайтесь. Кто мешает? Если школу обходили стороной и не интересовались точными науками....

            • Neron

              Время покажет, кто был прав. ( лет 10 осталось)
              Когда Маск отправит человека на Марс,
              что вы тогда скажите?
              И сделает это при минимальных затратах.

              • doubovitski

                Не отправит. Хотя бы потому, что радиационная безопасность полёта не решена кардинально. И здесь технически отправить на Марс сверхтяжёлую Фалькона рано или поздно возможно, (не 10 лет, побольше, в два-три раза, то вот отправить человека.....
                Кто же ему позволит отправить его в один конец? А вот обратный полёт корабля в пару тысяч тонн- не реально, в этом веке. Чтобы обратно запустить 100 тонн, туда нужно послать в пару десятков тысяч.... Число Циолковского ещё никому не удавалось изменить.

              • Bit

                Затраты уже не минимальны...

                • amd212

                  10 лет - ещё дожить надо.
                  Мне вот интересно - в Ноябре фалкон хэви полетит али нет?
                  Гений Маска и на это раз не подведёт всю мировую общественность.

                • Neron

                  BIT Рост сотрудников— от 160 в ноябре 2005 года к более чем 4000 человек к июлю 2015 года. Малое количество сотрудников, по сравнению с другими компаниями, запускающими ракеты подобного класса, связано со стремлением максимально удешевить запуски.

                  • Bit

                    NERON, и опять же - сути мной сказанного это не меняет. Бабки УЖЕ затрачены и немалые.

                    • Neron

                      BIT
                      Вот ссылка на статью про SpaceX
                      на википедии там достаточно подробно
                      написано про эту компанию.
                      https://ru.wikipedia.org/wiki/SpaceX

                      США сейчас делает ставку на освоение космоса с помощью частных компаний
                      и SpaceX одна из этих компаний.

                      • Bit

                        NERON, дак про частные компании мне известно. Вот только что это меняет в вопросе экономичности? Введение в структуру дополнительного подрядчика не ведет к снижению затрат, а как раз наоборот - появляются лишние рты в виду директоров, их замов, различных координаторов, рекламщиков, юристов и т.д. При этом эти комм.структуры работают не за свои деньги, а за грантовые, в случае со СпасеХами - бюджетными и народные. У НАСА есть готовая база для всех ступеней проекта от идеи до полета, а акцент на частные компании - это лишь способ уйти от ответственности в случае неудачи. Косяки полетят на СпасеХ, крайним будет СпасеХ, а бюджет сэкономит какую-то часть денег налогоплательщиков. Но все эти кувырки не снижают стоимость самой миссии, а лишь распределяют денежную нагрузку среди подрядчиков, заказчиков, исполнителей.

                        • doubovitski

                          Всё гораздо не так. Передача собственности ( а Маск откачал очень много чего от космических программ ГОСУДАРСТВА США, передача рычагов управления от государства в частные руки- это передача возможностью рулить от одних государственных чиновникам, рнее имеющих доступ к сокровищам- другим, ранее не имеющим.
                          Просто если раньше они рулили непосредственно, находясь в космических структурах, теперь другие рулят через финансирование программ частных фирм.

                          • Bit

                            DOUBOVITSKI, кому коммент?

                            • doubovitski

                              BIT, вы прочитали? И вам тоже.

                              • Bit

                                DOUBOVITSKI, я прочитал ваш комментарий, но пардон, вроде об экономичности рассуждали. Контингент, стоящий у кормушки, я согласен, тоже играет важную роль, но все же...
                                Кормились одни, потом другие, но процесс "кормления" ведь не останавливается.

                                • doubovitski

                                  Об экономичности рассуждают только ПОСЛЕ решения технических проблем. Грёбаная ракета существует только в голове сумасшедшего. Так о чём можно говорить? О видениях, преследующих Маска?

                                  • Bit

                                    DOUBOVITSKI, ну к настоящему времени, например, об экономичности вывода СпасеХовской ракеты на ГСО. Про Марс, действительно, говорить не приходится, ибо экспедиций с людьми еще никто и никогда туда не запускал.

                          • Neron

                            DOUBOVITSKI Вы США с Россией путаете.
                            Все что вы говорите происходит в России.
                            В США очень жесткий контроль за расходом средств. Деньги выделяются Маску, только после выполнения
                            контракта.
                            Причем Маска часта обделяют.
                            Ему нужно было отдать все контракты и перестать покупать двигатели в России.

                            • doubovitski

                              Везде люди одинаковы и везде есть частные деньги и деньги общака. Бюджет- лакомый кусок как для наших жуликов, так и для их жуликов. Контроль за использованием зависит от заинтересованности проверяющих. И там, где бакшиш колоссальный- там как мухи на свежее говно слетаются желающие порулить. Не будьте наивным.

                              Посмотрите на темы , находящиеся рядом- например, на судьбу "чуда техники" F-35.
                              Чем отличаются фирмы, изготавливающие это железо от фирмы Маска?

                        • Neron

                          BIT
                          Частный бизнес на много эффективней, чем государственный, поэтому ставка на частный бизнес правильная и
                          сделает США абсолютным лидером
                          в освоении космоса.
                          У Китая практически нет шансов догнать
                          США.

                          • Bit

                            NERON , "...Частный бизнес на много эффективней..." обоснуйте. Мне кажется - наоборот.

                            • mr Vanya

                              Bit зеркальте его. Он проповедник бога триединого богатство-свобода-демократия. Единственный великий и сияющий наместник этого бога на земле - сияющий город эльфов. Их он и проповедует. Всё на уровне веры. Деяния бога непостижимы простому смертному, пути - ес-но тоже неисповедимы. Конкуренция не допускается (самое слабое звено веры).
                              Надо так
                              Neron
                              Крупный корпаративный или государственный бизнес на много эффективней, чем частный, поэтому ставка на гос бизнес правильная и
                              сделает Китай абсолютным лидером
                              в освоении космоса.
                              У США практически нет шансов догнать
                              Китай. (здесь как бы намёк на китайские пилотируемы программы, которых у американцев нет)

                              • Neron

                                MR VANYA
                                В Северной Кореи в 90 годы был голод,
                                умерло несколько миллионов человек.
                                Тоже самое было и в Китае до реформ.

                                В 1978 годах правительство КНР начало курс на либерализацию экономики.
                                Создало свободные экономические зоны,
                                освободило крестьян.
                                Привлекает иностранные инвестиции,
                                технологи, опыт и знание ведения бизнеса.
                                Примерно 50% роста экономики Китая за счет иностранных инвестиций.
                                Развитие экспорта товаров в США и в Европу.

                                • mr Vanya

                                  Каждый божий день в мире умирает 30 тысяч человек. В ДЕНЬ сер!
                                  В Мексике на границе с эльфами запросто рубят ноги руки.
                                  Black Lives Matter
                                  Apple Watch не продаются
                                  На мировом стоке 200 триллионов из 300 вообще ни чем не обеспеченных бумажек.
                                  Азиатский Хайтек не заметит пропажи американских денег год как минимум.

                            • Neron

                              BIT Все в этом мире создал частный
                              бизнес.
                              Китай быстро растет за частного бизнеса, государственные компании наоборот тянут Китай назад.
                              Они все банкроты и требуют постоянно денег за счет налогов от частного бизнеса.
                              В России сталинскую индустриализацию делали американские компании.
                              Американское оборудование и инженеры.

                              • mr Vanya

                                Все в этом мире создал крупный
                                бизнес.
                                Китай быстро растет за крупного государственного бизнеса, мелкие частные компании наоборот тянут Китай назад.
                                Они все банкроты и требуют постоянно денег за счет налогов от крупного бизнеса.
                                В России сталинскую индустриализацию делали государственные компании.
                                Американское оборудование и инженеры также поставлялось исключительно крупными корпорациями Форд. Фрейн, Альберт Кан Инкорпорейтед ...

                                • Neron

                                  MR VANYA
                                  Большая часть экономики в западном мире это мелкий бизнес.
                                  Крупный бизнес, не в России, а на западе
                                  внедряет новое оборудование и сокращает рабочие места.
                                  А мелкий бизнес создает рабочие места.

                                  • Neron

                                    MR VANYA
                                    Форд. Фрейн они все начинали с нуля.

                                  • mr Vanya

                                    Neron
                                    Мелкий частный бизнес в ЮС это 5% денежной массы. 95% у крупных корпораций. Мелкий бизнес это проводник, система распределения социальных пособий малообеспеченному населению.
                                    Форд зародился во времена дикого Запада, в условиях становления империализма, переходный процесс от рабства к сверхжёсткой эксплуатации. Случайно не хотите отправиться в 1890 поработать на конвейере ?

                                • Neron

                                  MR VANYA
                                  "богатство-свобода-демократия"
                                  Альтернатива:
                                  "Нищета-рабство-диктатура"

                                  • mr Vanya

                                    Религия опиум
                                    Альтернатива атеизм.

                                  • mlserg

                                    NERON, Эх... Жаль, что с такими белыми и пушистыми американцами, как вы их описываете, столько беженцев и столько государств практически прекратило свое существование. А должно было организоваться много мелкого частного бизнеса, столько богатых, столько свободы... Но к сожалению ваши сказки никак не помогают не умирать пачками людям каждый день на ближнем востоке после их помощи.

                                    • mr Vanya

                                      Только за последние 20 лет отправили на тот свет полтора миллиона арабов и почему-то случайно в местах нахождения углеводородов или удобных для их транспортировки.
                                      Уникальная страна применившая атомные оружие, химоружие в ужасающих масштабах во Вьетнаме.
                                      Попрание норм и морали международного права,
                                      Но всё это во благо триединого бога "богатство-свобода-демократия".

                                      • mlserg

                                        MR VANYA, при чем начали свое эпичное уничтожение арабов с того, что их союзники саудиты устроили им крупнейший в истории теракт в 2001. Разведка США сами об этом рассказали. И вместо того, чтобы свергать этих "союзничков", уже фактически уничтожило минимум 3 ни в чем не повинных страны.

                                        • mr Vanya

                                          Да всё всем уже известно, и даже в штатах народ давно всё понял. Белый парашок - мочи тирана. Ливия - ничего против народа, только отдайте Каддафи. Ах потеряли всю социалку и заодно страну - какая досада. Всё равно находятся проповедники "равных возможностей стать богатым", которые монотонно от сообщения к сообщению бу-бу-бу "Великие Эльфы! бу-бу-бу "Поклонись и станешь богатым""
                                          Ага, как же, 62 человека в мире имеют доход превышающий совокупный заработок половины работающего населения всей планеты и что-то мне подсказывает 63-тий по имени Нерон там долго не появится.

                              • Bit

                                Neron, вы путаете принципы частной компании, производящей в гараже мармеладки и принципы частной компании, которая обеспечена гос.поддержкой, материальной и технической базой, производящей космическую технику.
                                http://hi-news.ru/space/bolshaya-grebanaya-raketa-spacex-bolshaya-polnaya-istoriya.html#comment-269062

  6. Drakula

    Маск - шоумен и жулик. Он выдаёт за свое изобретение электрокар, гонки на которых устраивались ещё в 19 веке. Его ракета "Фалькон" - более дорогая версия нашего "Зенита". Он ещё не запустил и не вернул на Землю ни одного живого человека. Даже автоматическую стыковку с МКС не произвёл - американцы делают это вручную краном. Его называют финансовым гением, хотя уже не секрет , что за ним стоят госструктуры. Ну и его специалисты - это все то же НАСА. Мультик про Марс красивый. В стиле наших фильмов 60х годов. Помечтать можно, но всерьёз его воспринять могут только доверчивые самоубийцы (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • SMswag

      Тут есть разница с 60. Прежде всего эта ракета не зависит от бюджета, выделаямего государством. Нельзя ее прикрыть нехваткой денег на оборону или образование. Нет, но вы подумаете частная компания! Создала ракеты! Раньше на это были способны лишь сверхдержавы. А теперь вдумайтесь. SpaceX дала толчок. Теперь другие компании посмотрят и скажут: "А чем я хуже?" . И пойдет конкуренция, гонка. Нельзя недооценивать пользу Макса и SpaceX. Лишь такие как вы сидят и критикуют. От вашей критики что-то новое появится, изменится? Неужели мы должны сидеть, пить пивас и ждать своей смерти, так и ничего нового не увидев и не открыв?

      • Kumaravle

        "Прежде всего эта ракета не зависит от бюджета, выделаямего государством." да ладно!)) как минимум о 5 млрд от государства Маск уже получал.

        • BlackMokona

          Это цена всех контрактов включая ещё не выполненные(А платят по ним после выполнения) А заказали ему кучу пусков Драконов и Драконов 2, а так же спутника GPS на ГСО.

      • Nite2

        А ничего, что Маск сам признался, что его ресурсы на 80% - это ресурсы NASA? Он использует специалистов NASA, тратит деньги NASA... Чего это вдруг он не зависит от государства?

        Снимите розовые очки уже. Маск - просто хороший пиарщик. Выбрал несколько проектов, которые точно "выстрелят", и стрижет на них деньги. Ну да, приходится не только пыль в глаза пускать, но и делать что-то, народ одним байкам не верит.

        Но сейчас, после нынешних неудач, возникла необходимость в более полном отчете, что было сделано и что не было, какие деньги потрачены, и почему не получилось. И вот, вместо подробных объяснений, настало время "охренительных историй". Чисто жуликовский подход - заболтать проблему. Ну посмотрим, получится ли у него.

      • doubovitski

        Не спешите. Узнайте суть и вы остынете. Ракеты делают не государства, не частники-мультимиллионеры, а люди. Причём, мало разницы- где они работают и за чьи деньги. Маск нанял всех специалистов, разрабатывающих ракетную технику. Не с улицы, не недоучек- студентов, а конкретных спецов. Он получил доступ не только к технической информации по предмету, но и материальную поддержку в виде того железа, двигателей, испытательных стендов, оборудованию и стартовому комплексу. Если СССР создавал не ракету Р-7, а металлургическую промышленность под новые требования, математику, баллистику, электронику, точное машиностроение, химию, строил заводы , сотни, обучал тысяч специалистов, то Маск получил всё это готовым и сразу.

        • amd212

          100%
          Если из готовой работоспособно ракеты изъять всего-лишь баки окислителя и горючего с топливопроводами, то рядовой гражданин без подсказки спецов и спецдокументации всю жизнь потратит на восстановление казалось бы примитивных блоков ракеты. Столько там знаний и опыта, теоретических и экспериментальных , прорывов и ошибок.

        • Neron

          DOUBOVITSKI
          Если вы наймете людей с кривыми руками
          или не сможете организовать работу рабочих, создав для них условия для работы, купите не то оборудование, инженеры вместо работы будут чай пить, арендуете помещение не то или слишком дорогое, не сможете привлечь инвесторов
          у вас ничего не получится.

          В СССР получили технологии по Фау-2
          из германии включая спецов, оборудование
          и знания. Плюс у них был Королев.

          • doubovitski

            Почему вы считаете других идиотами? Для чего мне ( ваш пример) нанимать криворуких, если бабла у меня немеряно и друзья в Сенате толкают мои идеи, невзирая на полную техническую несостоятельность? Дотации на госуровне. Прямое вспомоществование в десяток миллиардов зелёных. Не верю, что без откатов. Скуплены не специалисты, а фирмы, разрабатывающие лунники, двигатели, ракеты, передовое оборудование.
            Вы плохо умеете читать? И в приведённом примере неясно написано, откуда у Маска такие успехи? Но это уже ваши проблемы.

            • Neron

              "Почему вы считаете других идиотами?"
              Я не считаю людей идиотами.
              Есть талантливые люди и их много
              в любой стране, Америка для таких людей лучшее место, перечислять людей, которые благодаря таланту, помноженному на трудолюбие добились
              успеха, времени не хватит, их очень много.

              "Для чего мне ( ваш пример)"
              Наймете криворуких, ракеты они не сделают, а если каким то чудом им это удаться сделать ( чтобы ракета на платформу садилась, они точно никогда не сделают), то ракеты будут постоянно
              взрываться на старте или зонды на Марс падать.

              " друзья в Сенате толкают мои идеи"
              Откуда у него друзья в сенате? Он что вместе с ними в школе учился?
              Нету этого.

              "Дотации на госуровне."
              Но это вообще смешно. НАСА, им постоянно расходы урезают.
              За расходами в США очень жесткий контроль, постоянно проводятся
              слушания в сенате, где руководители НАСА отчитываются за расход средств.
              Сколько уже космических проектов закрыли? Плюс в США новая политика
              они решили сделать ставку на частные компании в сфере освоения космоса.
              И помогают сразу же нескольким фирмам
              давая им заказы, например на создание
              корабля по доставке на орбиту людей.

              "Скуплены не специалисты, а фирмы,"
              А почему их не скупили Боинг, у которых
              денег во много раз больше или другие корпорации?

              "откуда у Маска такие успехи? "
              Да, потому что он, очень талантливый
              человек. ( увлеченный своим делом)
              И вместо того чтобы в добычу нефти и газа, как это делают не хорошие люди,
              он вложил все свои деньги в очень рисковый проект, шансы на успех в котором были мизерны.
              Все его друзья отговаривали от этой, как они считали безумной затеи.
              Правда и спасали они его не раз, когда
              он был на грани банкротства.

              Спасибо, что есть Маск, надеюсь
              у него все получится.
              Он очень порядочный и честный человек
              и болеет за свое дело, побольше бы таких было.

            • Neron

              В августе 2006 компания стала одним из победителей в конкурсе программы NASA
              и получила деньги в размере около 396 млн долл., для разработки ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Dragon.

              22 декабря 2008 года между SpaceX и NASA подписан контракт в рамках программы Commercial Resupply Services (CRS) по снабжению Международной космической станции на сумму 1,6 млрд долларов.
              Статья на википедии про SpaceX
              https://ru.wikipedia.org/wiki/SpaceX

    • Toror

      Статья из советской газеты прямо! Вы держитесь там, раз своих мозгов нет. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Riccard

      «Зени́т-2» (индекс ГУКОС — 11К77) — советская (впоследствии украинская)

      С какого ляда она "ваша" ?

      • Bit

        Он твой земеля. Или ты уже полностью убедил себя в том, что ты европеец?

  7. Drakula

    Маск - шоумен и жулик. Он выдаёт за свое изобретение электрокар, гонки на которых устраивались ещё в 19 веке. Его ракета "Фалькон" - более дорогая версия нашего "Зенита". Он ещё не запустил и не вернул на Землю ни одного живого человека. Даже автоматическую стыковку с МКС не произвёл - американцы делают это вручную краном. Его называют финансовым гением, хотя уже не секрет , что за ние5м стоят госструктуры. Ну и его специалисты - это все то же НАСА. Мультик про Марс красивый. В стиле наших фильмов 60х годов. Помечтать можно, но всерьёз его воспринять могут только доверчивые самоубийцы (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Cartman

      Чего бомбишь!

    • designer_andrew

      Где он говорил, что электрокар - его изобретение? Нигде. Он популяризировал электромобиль, а не изобрёл. Стало быть именно вы пишите хрень. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • DenDobriy

        Зря стараетесь. Похоже дело не в аргументах. Вы заметили сколько в последнее время людей называют белое-черным?

  8. fokas.pokas

    Обе планеты. Как же это круто звучит-то (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  9. Altair13

    Согласен с Дракулой. Внимательно изучал биографию этого Маска - авантюрист и балабол. Деньги заработал по случаю. Весь проект Марс чистый пиар. Во в этом он молодец и только. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • HotReboot

      Этот "авантюрист и балабол" сделал возвращаемую первую ступень и возвращаемый грузовой Dragon (единственный в мире). А что сделали вы? Теперь подумайте кто из вас двоих "балабол".

      • designer_andrew

        Согласен. Только глупый человек будет осуждать Маска. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • doubovitski

        На сегодняшний день его успех по посадке первой ступени- это освобождение американских пионеров от сбора металлолома с трассы взлёта и разгона. Вся эта рухлядь, огромной ценой, доставлена в ангары Маска. Правда, НАСА заплатило за этот фокус 1,2 миллиарда зелёных.

      • amd212

        Что значит возвращаемый дракон единственный в мире?
        А у нас космонавты на парашютах в стратосферу входят?

        • Neron

          В маленькой капсуле, причем очень тесной.

          • doubovitski

            В любом деле есть важные стороны проблемы и есть второстепенные. Тем более, в столь дорогостоящих вещах, как космонавтика. Что важно? Пребывание там, научные исследования, разработка методов выживания в опасных ситуациях. Микробиология, микрометаллургия, и тысячи того, о чём мы и не догадываемся. КАК доставить исследователя и КАК спустить его и результаты- вещи второстепенные. Главное, чтобы и то, и другое было гарантированно надёжно. Месяцы проживания на орбите и десятки часов старта, подлёта и спуска. Так вот, во имя благолепия нахождения ТАМ, нужно жертвовать минутными неудобствами при старте- спуске. Что толку от махины в 90 тонн- Шаттл, и 7 членов экипажа в нём, если ресурс нахождения наорбите- неделя и крайне ограниченные мощности энергоустановок Шаттла, не позволяющие проводить эксперименты всем одновременно? Толпа бездельников вокруг одного работника- вот что такое конфигурация этого бестолкового железа. Никаких долгосрочных программ. И страшная головня боль по спуску балласта в 90 тонн и только на два подготовленных аэродрома на всей Земле. Малейшая случайность и авария, и спуститься в случайное место на Земле уже не удастся. Коллективное убийство. Спускаемый аппарат на парашютах гораздо более независим к месту и времени приземления.

  10. mr Vanya

    Скоро Фалкон Хэви. Ноябрь уже завтра.
    :-)

    • doubovitski

      Не спешите впереди паровоза. Скоро Маск ещё раз попытается запустить Фалькон-9. После аварии, которую он объясняет происками конкурентов.
      Но вот почему эта авария произошла с теми же баками с гелием, это, ведь, уже вторая авария? Не потому ли, что он внаглую пытается без коренных переделок, грозящих оттянуть старты не менее, чем на год, наудачу.....? Но чудес не бывает.

  11. Joe Statler

    Какая красивая ракета. Кабина для экипажа высотой с 5-этажный дом, вся в иллюминаторах. На МКС-то иллюминаторы маленькие сделали еле как, через несколько лет после запуска станции, т.к. с ними куча проблем, и закрывают их специальными люками, но тут, очевидно, всё продумали.
    42 мощнейших двигателя РАПТОР "рррррр" каждый из которых поднимает аж 172 автомобиля!!! Это при том, что старые двигатели Сатурна-5 развивали тягу 790 тонн. Это к слову 438 автомобилей. Но зачем заморачиваться, воткнул 50 двигателей и ок. Про нашу лунную Н1 в этом свете только ленивый не вспоминает.
    В общем, не полетит эта ракета, во всяком случае не в обозначенный срок и не в такой конфигурации.
    P.S. И, кстати, высота орбиты МКС 350-400 км, а никак не 800.

  12. storm X

    ого, Илья, вы работали с Элоном Маском? и решили написать статью?

    • Илья Хель

      «Так говорит Тим Урбан, автор известного блога WaitButWhy, который посвящает свою работу разжевыванию крайне интересных тем. Например, на тему искусственного интеллекта. И да, вы не ошиблись, в этот раз он решил рассказать об амбициозном проекте Элона Маска — как доверительное лицо, заглядывая через плечо. Далее от первого лица».

      Это перевод уникальной статьи Тима Урбана, он очень крутой. Делать это от своего лица не вижу смысла, теряется вся соль.

      • VolkaDlak

        Ну если очень круто писать куцым "пацанским" языком, то да, Тим крутой :)
        Не, статья хорошая... Но этот грёбанный амерекосовский язык "рубаха-парень" просто выводит из себя и портит всю прелесть. Прям там и хочется переметнуться в лагерь скептиков :)

      • doubovitski

        https://topwar.ru/95392-makaronnyy-monstr-ilona-maska-ili-zakonomernyy-itog-avantyury.html
        А как посмотрите на это? На мой взгляд, этот материал сводит все успехи Маска в говно.

  13. alexej

    Три месяца прошли не даром. Я получил истинное удовольствие от прочтения статьи. От прочтения предыдущих, из этой серии, кстати, тоже. Во всей истории пафоса многовато, и это настораживает. Но в целом, аналогия с колониальными парусниками эпохи географических открытий довольно изящна. Пусть Макс - одержимый Колумб, всю жизнь грезящий Вест-Индией. Он сделал открытие значимость которого сам никогда не осознает. Колумб лишь доказал что это возможно. Вслед за его одинокой одержимостью последовала алчность, предприимчивость, прагматизм других людей и правительств. Именно меркантильные интересы, большая политика и колониальная гегемония империй старого света покорили новый свет. Пусть "Каравелла" Макса первой причалит к дикому Марсианскому берегу. Глядя на это остальные "Морячки" тут-же спустят свои "фрегаты" на воду, отправятся на поиски эльдорадо. Вновь тысячи нищих "Европейцев" за последние деньги будут покупать билет в "новый свет", в надежде осуществить свою "американскую мечту" особенно если в марсианской колонии будут такие вещи как беспроцентный кредит на жилье, бесплатное медицинское страхование, чистый кондиционированный воздух и еда не вызывающая рак. По пути освоим, также "Азорские острова" на Луне. Будут неизбежно и "ссыльные каторжники" - пионеры покорившие Австралию. Статистически неизбежны трагедии вроде Титаника. Рано или поздно состоится и своя "чайная церемония". История вертится по спирали, все время выдавая новые рэмиксы, на все те же, полузабытые шлягеры. Будущее грезится полным романтики и грандиозных свершений. Но, почему то, внимательней присмотревшись к прошлому, обнаруживаешь, что оно соткано из неумолимых предпосылок и циничной необходимости. Если не Колумбом, то Америка была бы открыта другим. Лишь потому, что аппетиты старосветских монархов вышли за пределы известной географии того времени. Они неустанно посылали бы экспедиции за непознанные горизонты, в поисках новых торговых путей, до тех пор, пока один из счастливчиков не наткнется, в конце концов, на желанную "Терра Инкогнито". В этом контексте уже неважны имена и личности. столетием раньше, или позже, но мы оседлаем Марс. Однажды, усталые астероидные рудокопатели осознают, что можно комфортно жить всю жизнь, на своих горнодообывающих космических кораблях - превратив некоторые из гигантских отсеков - в уютные жилые оранжереи. Незачем терраформировать целую планету, если можно направить ресурсы и технологии на производство множества космических городов "бубликов". Вот здесь воистину кроется резервирование информации. Пусть планеты - это жесткие диски. То множество независимых друг от друга космических поселений, городов - это бесчисленное количество отдельных флэшек. Так давайте же благополучно сохраняться и копироваться до тех пор, пока нас не пожрет какой-то незадачливый компьютерный вирус. Или до того дня, когда устаревшие форматы наших "фото" перестанут поддерживаться прогрессивными "смотрелками" нового времени. Когда флешки и диски уже не нужны, ведь весь "контент" неубиваемо сохранен в "облаках". А на счет чрезмерного пиара - не смущайтесь. это часть современных технологий всего лишь. Бес правильно настроенного общественного мнения - ни войну не развяжешь, ни айфон не продашь, ни на Марс не слетаешь. Спасибо интернету - такова жизнь.

    • vozduh

      Согласен . Маск вперед , мы с тобой .!!! (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Аноним

      И будут свои индейцы на марсе... которых надо будет геноцидом истребить, а остальных в рабство... и спаивать их... (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • alexej

        Не уверен что там есть сейчас аборигены "индейцы", кроме как простейшие бактерии. Дрожжи, например, можно поработить и заставить делать самогон. Но среди первых поколений колонистов, жизненно важно оставаться сильным здоровым и адекватным. Алкашам там не место. Алкоголизм, на самом деле - это слабость и порок для человека. Поощряется это, к сожалению, только у нас. Искусственно создан киношный и лживый образ сурового и сильного мужика, который пьет залпом не закусывая, а если он, еще и брутальное хамло - это вообще идеал - полисмен из улицы разбитых фонарей. А все потому, что "Быдлом" управлять легче.
        В обществе, где важно выживание, где все находятся в одной связке, Алкоголик или наркоман - это обуза и смертельная опасность для окружающих. Сформируются соответственные этому этические и социальные нормы. Думаю там будут премии за ведение здорового образа жизни, бонусы. Респект и уважуха тем, кто содержит себя в форме. Ведь выносливость каждого может критически пригодиться всей общине. Не то что других споить, себя споить не удастся. Если забухаешь на посту или на работе, тебя тут же отхайдохают ближайшие коллеги. Ты ведь, своим поступком, наражаеш на смертельную опасность, не только свою убогую, но и их жизни тоже.

  14. graviton

    Чем больше читаю тем меньше верится (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  15. deaddreams

    Большая гребаная ракета полетит в чертов космос...
    Рано или поздно.
    С помощью Маска или без.
    Но полетит, это всего лишь вопрос времени.
    Даже если Маск "жулик и балабол", то за то, что он указал вектор человечеству, показал что все реальней, чем вы себе думали, уже за это ему респект. Рано или поздно, людям придется покинуть Землю, открыть новые миры. Все то, что мы читали в детстве в фантастических романах Брэдбери, Лема, Азимова станет реальностью, как стало реальностью многое из романов Жюль Верна.

    • amd212

      Кстати, из пушки так на Луну и не слетали. Жюль не угадал.

      • Bit

        Все впереди. Теперь у мира есть Жуль Маск

        • amd212

          Надо ему идею подкинуть - проапгрейдить гиперлуп электромагнитным ускорителем, поставить под углом и грузы в космос забрасывать. Запитка электричеством ес-но от солнечных панелей соларсити, накапливать энергию можно в аккумуляторах теслы.
          Марс так с полпинка вполне реально термоядерными бомбами забросать, пока все льды не растают

          • Bit

            Это какая-то какапульта получится.

          • VolkaDlak

            И сделать плавучей! :) Разместить её (трубу с магнитными катушками) от берегов Японии до Америк, территория ровная - благо море, длинна для разгона отличная. Бжух-вжых и в космосе :) Круть! Давайте готовить презентацию!

            • Bit

              Территория не ровная. Земля-то круглая.

              • VolkaDlak

                Это грубо "ровная", по крайней мере ровнее чем любая земля на такой линейной прямой. А так я бы даже сказал что она динамическая :) Ибо там Луна как раз хорошо шишку надувает, да и мощные погодные явления могут уровень менять, ну и да, слегка дугообразная.

                • Bit

                  На экваторе нужно ее поставить, причем выходным концом против вращения Земли. Легче "выбрасывать" будет.

                  • VolkaDlak

                    Так да, потому и предложил от берегов Японии. Во первых там база США, а второй конец близок к самим США. Во вторых близко к экватору.

                    • Bit

                      Если не получится разогнать до нужной скорости, то на США упадет "снаряд".

                      • VolkaDlak

                        Блин, вот что значит заработался :) Забыл написать в третьих: Это самая большая прямая по экватору.

                        А по поводу упадёт в США - это же США! Упадёт в какую нибудь Мексику или Колумбию :) Ещё и объявят что устранили очередного наркобарона :)))

                        • Bit

                          Вместе с наркополями, наркосвитой и нарковиллой. При этом не пострадало ни одного мирного жителя. ))

                          • VolkaDlak

                            Да.
                            Я даже название придумал: Большой Грёбаный Луч (в противопоставление лупу, он же не замкнутый :) ). Осталось презентацию сварганить. Эй! Народ кто компьютерной анимацией владеет :)

          • doubovitski

            Не пойдёт. С физикой у вас проблема. Ракета при старте имеет нулевую скорость, постепенно ускоряясь, и набирает хорошую скорость когда воздух уже не мешает, на высоте. В безвоздушном пространстве набирает скорость ещё больше, вплоть до 9,8 км в секунду.
            Рельсотрон стреляет снарядом, которые потом дополнительно не ускоряется. Чтобы он ушёл в Космос, нужно, чтобы его конечная скорость была больше 9,8 км/сек. Не задумывались, какая скорость ДОЛЖНА быть при выстреле? И какие материалы выдержат тепло, нагрев, удар при выстреле,взяв во внимание, что простой артиллерийский выстрел даёт ускорение снаряду в 2000g? Здесь ведь вы имеете дело с ускорениями в сотни раз выше.

            • amd212

              То был сарказм ясен пень.
              С физикой у меня нормально. Я хотел чтобы обожатели маска немного задумались.
              ЭМ пушкой возможно научатся сбивать спутники, но на этом её применение пожалуй и ограничится.

              • doubovitski

                Эм пушка- бред сивой кобылы. Стрелять на сотни километров без возможности корректировки полёта снаряда. Никакие ухищрения не смогут предохранить механизмы руления, управления внутри снаряда ЭМ. пушки. Ускорение столь велико. Управляемые снаряды и то палят с зарядом пониженным по сравнению с неуправляемыми. С какого хрена стреляют ракетами из пушек, применяя фактически миномётные выстрелы?
                Далее. Снаряд ЭМ пушки не начинён взрывчаткой. То есть- это простая болванка, если промахнулся на сантиметр- ничего не будет. Только нервы пострадают. Но стоит ли для этого строить рядом с пушкой Днепрогэс? А на меньшее она не рассчитана.

      • Siberdt

        Ха, одна из альтернатив космическим лифтам - это доставка грузов в космос рельсами (магнетронами). Чем не пушки Жюля? :)

  16. FastgreywolF

    Удивительно, откуда столько озлобленности на Маска? Он что ваши налоги, недра, будущее крадет? 25 лет после застоя и перестройки прошли, а все тотже тот озлобленный на весь мир совок.
    Ладно бы в собственной космонафтике и экономике порешали проблемы, хотя бы со своим космодромом проявили гражданскую инициативу и призвали бы к ответу воров и их покровителей. Хотя бы раз за 25! лет собрались бы и выступили, не виртуальную петицию и кухонные обзывательства, а реальное действо, демонстрацию бы сделали с таким требованием.
    Нет же у наших многочисленных сверхгениальных экспертов, каждый из которых как минимум уровня нобелевских лауреатов, Маск "балабол и авантюрист".
    Маск в отличии от воинственных невежд еще и платит налоги. Является работодателем, создал и организовал предприятия с тысячами работников, лаборатории с Ниокр.
    Но главная его заслуга, ошибается он или нет в своем пути, то что он фронтир, бросающий вызов серятине и посредственности.

  17. FizikVasa

    Не получится у них синхронизировать работу 40 двиг ! Вибрация и резонанс разнесут ступень либо на старте либо после взлета ! Эта проблемма стаяла еще 40 лет наз ! Надо уменьшить массу выводим груза и количества двиг минимум в 2 раза !

    • amd212

      100 пудов
      И дальше больше. Посмотрите на шатл, посмотрите на энергию. Компановка следующей сверхтяжёлой ракеты аналогично будет включать инлайн два или более твердопливных бустеров. Это же азы сопромата :-)
      Следовательно дизайн Маску делали не физики а лирики, выпускники какого- нибудь артколледжа.

      • Bit

        Возможно Муск разрабатывает ракету для марсианских условий? Видимо чувак замечтался и забыл, что всё еще на Земле находится...

  18. Xav13

    2065 напомнил одну старую историю...) — Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!

  19. Bishkekskyi ckenTuk

    Илон Маск Красавчик, уважаю . Да у него тоже есть свои скелеты шкафу но он много чего сделал не пожалев свои деньги

  20. Got1530

    чем глубже в лес вставания скален, тем толще ватные троли.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.