Почему голые землекопы не болеют раком?

Владимир Скрипин

В настоящее время ученые обнаружили, каким образом одним из самых странных млекопитающих в мире – голым землекопам, удалось выработать иммунитет к раку в целом. Результаты исследований могут сыграть очень важную роль и помочь в борьбе с данным заболеванием людям.

naked-mole-rat1

Стоит отметить, что голые землекопы живут глубоко под землей в суровых условиях окружающей среды. Они являются одними из самых долгоживущих грызунов – около 30 лет, что на 27 лет больше по сравнению с их ближайшими родственниками – домовыми мышами, которые особенно восприимчивы к раку. Голые землекопы дышат очень медленно (из-за ограниченного количества кислорода под землей), едят мало и в значительной степени безразличны к некоторым формам боли (термическим ожогам и химическим ожогам кислотами).

Как уже сообщалось выше, мыши являются идеальными для проведения исследований из-за их короткого жизненного цикла и высокой восприимчивости к раку. Они помогают ученым изучить причины, по которым возникают раковые заболевания, механизм распространения заболеваний и найти препараты для борьбы с ними. В лабораториях ученые не ждут пока та или другая подопытная мышь заболеет раком, они пытаются спровоцировать заболевание при помощи гамма-излучения, пересадки опухоли или инъекции канцерогенных веществ. Голый землекоп к данным воздействиям безразличен.

В настоящее время Вера Горбунова и Андрей Силуянов, ученые из Рочестерского университета, сделали довольно смелое заявление. Им удалось выяснить каким образом голым землекопам удается защитить себя от рака. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature.

В ходе изучения клеток землекопов, взятых из области подмышек и легких, они обнаружили вокруг них необычный толстый шар гиалуроновой кислоты. Данное вещество присутствует в организме практически всех животных и отвечает за объединение клеток. Правда, она не только обеспечивает механическую прочность клеток, но и контролирует их рост. Опухоль — это нерегулируемый рост клеток, поэтому ранее считалось, что гиалуроновая кислота помогает болезни прогрессировать.

По словам Горбуновой, рост клеток зависит от количества и толщины гиалуроновой кислоты. В качестве полимера, большое количество молекул гиалуроновой кислоты в одной цепочке клеток определяет ее толщину. Когда молекулярная масса гиалуроновой кислоты является очень высокой, рост клеток останавливается. В другом случае клетки начинают расти. Исследования показали, что молекулярная масса гиалуроновой кислоты в случае голых землекопов в пять раз выше, чем у домовых мышей или человека.

Чтобы понять, является ли необычное количество гиалуроновой кислоты в голых землекопах своего рода противоядием от рака, Вера Горбунова увеличила количество фермента, который уменьшает молекулярную массу гиалуроновой кислоты. Вскоре после этого клетки начали расти и объединяться в толстые кластеры подобно тому, как растут раковые клетки у мышей.

Данное предположение было также подтверждено и другим путем — за счет уменьшения количества гиалуроновой кислоты путем исключения генов, которые отвечают за ее формирование. После введения инъекции вирусов, провоцирующих развитие рака, клетки голого землекопа вместо того чтобы сопротивляться стали злокачественными.

По словам Горбуновой, наличие толстого шара гиалуроновой кислоты повышает эластичность кожи голых землекопов, что позволяет им жить в небольших подземных туннелях. Эта черта, возможно, поможет разработать новый метод предотвращения заболевания раком.