NASA: загадочные огни на Марсе не такие уж и загадочные

Илья Хель

2 апреля (588 сол по марсианскому времени) марсоход «Кьюриосити» наблюдал аномальный источник света на поверхности Марса. Что примечательно, 3 апреля было то же самое. Обнаружение любого странного объекта на фотографии с Марса вызывает огромный интерес со стороны ученых, СМИ и общественности. Однако у конкретно этого «источника света может быть два возможных рациональных, но любопытных объяснения.

Марс

На этой неделе NASA, член команды, создавшей и управляющей навигационной камерой «Кьюриосити» (Navcam), предложил наиболее вероятные причины появления яркой точки — особенности, которая появилась на снимке «Кьюриосити», отправленном на Землю.

«Среди тысяч изображений, которые мы получаем с «Кьюриосити», эти яркие пятна мы видим почти каждую неделю», — сообщил Джастин Маки из Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене. — «Это может быть вызвано попаданием космических лучей или солнечного света, отраженного от поверхности скал, и это наиболее вероятное объяснение».

Это официальное сообщение основывается на предварительно выдвинутых теориях относительно яркой точки, попавшей в снимок, сделанный в ходе миссии «Кьюриосити» 3 апреля.

Попадания космических лучей — это старый знакомый космической аппаратуры. Даже на поверхности Марса высокоэнергетические частицы могут проникать довольно глубоко в тонкую атмосферу, вызывая яркие пятна на роботизированной камере. Так уж случилось, что именно это яркое пятно оказалось на марсианском ландшафте, создав впечатление того, что на Марсе есть светоизлучающее явление.

Есть и еще более оригинальное объяснение, если верить Маки. Свет может быть отражением от блестящей поверхности скал, поскольку этот же яркий источник был обнаружен примерно в том же месте в то же время в другие дни наблюдений.

Согласно данным ученых «Кьюриосити», расположение возможной блестящей скалы — примерно в 160 метрах от положения марсохода от 3 апреля.

Navcam состоит из двух разных камер (левый «глаз» и правый «глаз»), которые могут обеспечивать стереокартинку марсианской поверхности. Обычно все странные объекты обнаруживаются в детекторах обеих камер, что делает идентификацию очень простой. Но 2 и 3 апреля точка попала только в правую камеру.

«Обычно мы довольно быстро определяем вероятный источник яркого пятна на изображении в зависимости от того, появляется оно или нет в обоих детекторах, — добавляет Маки. — В этом случае все было не так просто из-за закрытого вида со второй камеры».

Без сомнений, NASA продолжит расследование этого увлекательного явления, и если причина будет действительно в блестящей скале, сверкающей на солнце, будет интересно, решат ли ученые исследовать непосредственно ее.