Лучшим устройством будущего для чтения может быть… бумага

Илья Хель

Бумажные книги сегодня практически мертвы. Многие годы любители технологий, информационные теоретики и маркетологи твердили, что их смерть неизбежна. О том, что хорошо иметь дома большую пыльную библиотеку и «запах книги» ничто не заменит говорят только те, кто ничего не читает. Тем не менее, несмотря на популярность альтернативных устройств для чтения, бумага жива, все терпит и остается почетным гостем в каждом доме.

Бумажная книга

Как и обычный карандаш, бумага остается принципиальным носителем информации во всем ее словесном великолепии. Когда человек хочет погрузиться в книгу с головой, он выберет именно бумажную ее версию. Кто-то чувствует себя гордо, духовно богаче и просто лучше, когда читает с листа. Ученые начали задумываться о том, что в этом что-то есть.

Тем, кто видит в книгах некое подобие глиняных табличек и скрижалей, такое отношение к бумаге может показаться чем-то вроде литературного луддизма. Когда вы ведете научную работу, нужно скопировать текст или ежедневно прочитываете десятки статей или методичек (например, вы учитель), носить с собой целую библиотеку лучше на флешке. Научная фантастика при свете ночника тоже хорошо идет на Kindle Paperwhite, например.

И снова, дети в школах предпочитают читать печатные учебники, а не всматриваться в пиксели. Возможно, вы замечали, что текст, прочитанный с экрана не так хорошо откладывается в памяти и погружает, как текст добротной книги. Будто пиксели скользкие. Что бы это могло быть?

Простейшее объяснение в том, что интернет-устройства отвлекают (в конце концов, в книге кроме корешка и текста больше ничего нет). Другое объяснение, появившееся в одной из последних статей Washington Post, посвященной снижению глубокого чтения, обвиняет радикальное изменение в нашем образе жизни. Все мы становимся многозадачными, наше внимание фрагментировано, а глубокие знания превращаются в знания-мест-где-можно-все-узнать. Как следствие, мозг теряет способность сосредоточения на длинных линейных текстах. Напомните, какую последнюю книгу вы прочитали? Сколько книг вы читаете в год?

Возможно, пришло время подумать о бумаге иначе: не как о старой технологии, подлежащей неизбежной замене, а как о новом интерфейсе, стимулирующем конкретные формы мышления. Возможно, бумага есть и остается единственной уникальной технологией для впитывания романов, сложных эссе и длинных рассказов, а экран — для серфинга и просмотра короткой информации?

«Чтение — это взаимодействие человека и технологии, — говорит профессор филологии Энн Манген из Норвежского университета Стейвенджера. — Возможно, тактильность и физическое постоянство бумаги приводит к определенному когнитивному и эмоциональному опыту». Особенно это верно потому, что «чтение не может быть фрагментарным, но требует постоянного внимания».

Манген входит в небольшую группу исследователей, которые изучают то, как люди читают разные источники. Работа в этом поле ведется несколько десятилетий, но все еще не дает однозначных выводов. Раньше, на самых первых экранах, люди читали медленно и местами небрежно. Технологии неизбежно улучшились и дошли до точки, после которой быстрое чтение перестало быть проблемой, но возникли проблемы с памятью и пониманием, которые не так-то легко разобрать.

Кроме того, все усложняется тем, что есть много типов чтения. Большинство экспериментов включали короткие пассажи, прочитанные студентами в академической обстановке, но в этом случае никаких особых различий между бумагой и экраном не было обнаружено. Пока никто не уловил динамику глубокого чтения, равно как не проводил многолетний эксперимент с участием тысяч людей в реальной обстановке.

Читалка

В то же время другое исследование позволяет предположить возможные различия. Исследование 2004 года показало, что студенты более полно вспоминали то, что читали на бумаге. Эти результаты были поддержаны в ходе эксперимента, который специально ориентировался на электронные книги, а психолог Эрик Вастлюнд из Карлстадского университета выяснил, что студенты лучше запоминают при чтении с бумаги.

Вастлюнд решил подробно исследовать динамику чтения с экрана. Он представил студентам документы на экранах разных форматов. Наиболее влиятельный фактор, который он обнаружил, — возможность видеть страницу в полном объеме. Если ее было необходимо прокручивать, показатель качества чтения снижался.

По словам Вастлюнда, у прокрутки было два важных фактора, включая отвлечение. Даже небольшое усилие, необходимое для перетаскивания мышью или проведения пальцем требует небольших, но значительных инвестиций внимания, нежели просто перелистывание страницы. Текст, текущий сверху вниз по странице, также нарушает визуальное внимание читателя, заставляя глаза искать новую точку отсчета и переориентироваться.

Прокрутка «занимает много психических ресурсов, которые могли быть потрачены на понимание текста», говорил Вастлюнд. Словно отвлечение при попытке вспомнить телефонный номер, прокрутка выбивает информацию из кратковременной памяти. Это базовый уровень обработки информации, создание основы для долгосрочной памяти и знаний.

Стоит отметить, что электронное чтение с тех пор изменилось. Многие приложения позволили менять прокрутку на перелистывание страницы. Тем не менее, исследование Манген в 2013 году показало, что электронные книги не могут заменить то, что на первый взгляд незначительно в бумажных книгах: их телесность.

С этой точки зрения ощущение страниц под своими пальцами — не просто старомодный шарм. Это богатый источник информации, подсознательно информирующий читателей об их позиции в тексте. Эксперты чтения говорят, что ощущение позиции крайне важно. Оно обеспечивает своего рода концептуальные леса, на которых базируются информация и память, и леса строятся именно визуальными и тактильными сигналами.

«Все эти сигналы — как выглядит страница, какая книга на ощупь, все эти маленькие кусочки помогают собрать вещи воедино, — говорит Мэрилин Джагер-Адамс, когнитивный психолог в Университете Брауна. — На планшетах или читалках эти вещи исчезли — однако устройства можно усовершенствовать».

Электронные интерфейсы часто оснащены символическими прогресс-барами или остатком книги в процентах, но это визуальные стимулы, не тактильные. В некотором смысле, чтение на электронных книгах и планшетах представлено в виде одной страницы, которая постоянно обновляется. Целостность текста от этого, как ни странно, страдает.

Бумажные книги также позволяют создавать разного типа заметки: подчеркивать, делать пометки, писать на полях, что для многих людей является неотъемлемой частью глубокого чтения. Чтение с экрана иногда позволяет проделывать такие трюки, но процесс менее тактилен. Исследования показывают, что существует тесная связь между жестами и познанием.

Другое исследование указывает и на другие отличия. Ракефет Акерман из Технион-Израильского технологического института обнаружил, что студенты, читающие с бумаги и экранов могут совершенно по-разному думать о собственном процессе обучения.

Читая с бумаги, студенты Акермана показывали лучшие признаки собственного понимания. При чтении с экрана, они думали, что легко поглощают информацию, но тесты показали, что этому способствует самоуверенность. Практика может это исправить, говорит Акерман, но «естественный процесс обучения по бумаге более глубокий, чем с экраном».

Акерман также отмечает, что важную роль играет предпочтение. Когда студенты выбирали чтение с экрана, они узнавали меньше, чем требовалось, с бумаги, и наоборот.

Многие из этих исследований могут показаться сомнительными, но вопрос еще далек от решения. Исследование, проведенное психологом Сарой Марголин из Брокпортского университета, не обнаружило различий в усвоении прочитанного у студентов, читающих с бумаги, компьютерных экранов и электронных книг.

Другое исследование, напротив, показало, что некоторым читателям (например, с дислексией) легче сконцентрироваться на небольших участках текста. Таким образом, для некоторых групп читателей может быть полезнее и нужнее читать с электронных книг.

Остаются и другие вопросы. Если чтение коротких текстов с экрана или бумаги — дело предпочтения, работает ли это с глубоким чтением? Могут ли дизайнеры интерфейсов найти качественные решения и существенно сократить предполагаемый разрыв между электронными книгами и бумагой? Адаптируются ли люди с течением времени?

Психологи полагают, что это возможно. К тому же, тенденции никто не отменял: все меньше людей предпочитают читать с бумаги.

«Если мы собираемся вот так вот читать в будущем, зачем сопротивляться? — отмечает Манген. — Достаточно сделать усилие, чтобы сохранить качество глубокого чтения и сохранить удобство электронных носителей».

Возможно, нам просто нужно сделать электронную бумагу? В конце концов, тысячи деревьев оценят это.