Физики сделали настольную «пушку» на антиматерии

Илья Хель

Международная команда физиков, работающих в Мичиганском университете, добилась успеха в создании настольной пушки на антиматерии, способной стрелять короткими очередями позитронов. В своей работе, которая была опубликована в Physical Review Letters, команда описывает, как они создавали пушку, на что она способна и какую пользу может принести.

Позитроны

Позитроны — это античастицы, противоположные электронам. Их добывают в физических лабораториях, но кроме того их можно обнаружить в джетах, извергаемых черными дырами и пульсарами. Сегодня создание позитронов для изучения представляет собой очень дорогостоящий процесс, задействующий серьезные машины. Одна из них — ускоритель частиц в CERN. Другое устройство построено учеными Ливерморской национальной лаборатории; оно создает позитроном путем излучения мощного лазера на крошечный золотой диск. Еще одна недавняя работа исследователей Техасского университета описывает строительство настольного ускорителя частиц. «Пушка», между прочим, берет за основу именно эту работу: устройство, не более метра в длину, способное генерировать короткие всплески электронов и позитронов. Принцип действия чрезвычайно похож на тот, которым пользуются черные дыры и пульсары.

Чтобы добиться таких результатов, команда облучала петаваттным лазером образец инертного газа — гелия. В процессе этого создавался поток электронов, движущихся с огромной скоростью. Они, в свою очередь, перенаправлялись на очень тонкий лист металлической фольги, которая разбивалась на отдельные металлические атомы. Столкновение приводит к тому, что позитроны и электроны разделяются на два потока магнитами.

Исследователи сообщают, что каждый выстрел пушки длится всего 30 фемтосекунд, однако каждый залп производит квадриллионы позитронов — такая плотность сравнима с той, которой добиваются в CERN. Ученые полагают, что их устройство может быть использовано с целью имитации джетов, вытекающих из черных дыр и пульсаров, а также поможет ответить на вопросы разделения частиц в таких джетах. Кроме того, такое исследование может показать, как именно частицы будут взаимодействовать с окружающей средой, в которую они выходят через джеты.

Кто знает, может инопланетяне вовсю пользуются такими пушками. Нужно готовиться.