#чтиво | 4 мифа об изучении математики дошкольниками

Олег Довбня

Отношение к видеоиграм самое различное. То их считают главным злом цифрового мира, то начинают учить на геймера в университете, то объявляют, что они способны научить ребенка математике. На самом деле все обстоит несколько сложнее. От видеоигр действительно может быть польза, но немного не та, какой ждут от них некоторые родители.

Математическая комната

Кубики для юных математиков

Эта работа была проделана двумя учеными Дугласам Клементсом и Джули Сарамой, которые рассмотрели несколько мифов об изучении математики. Некоторые из них слишком распространены.

1. На станицах Scholastic они разобрали миф о том, что играя в видеоиры, дети постигают математические концепции.

Заодно досталось и другим мифам.

Некоторые исследования действительно указывают на то, что старшие дети черпают из видеоигр пространственные навыки. Но дошкольники таких знаний из видеоигр не вынесут. Поэтому для обучения математической премудрости рекомендуется использовать «низкотехнологические» предметы. Если четырехлетний ребенок на самом деле увлечен компьютером, ему можно предложить обучающие математические приложения. Ученые полагают, что оптимальным решением станут программы, позволяющие создавать конструкции из кубиков на экране.

Мифы и легенды сопровождают человека с самых древних пор. Подчас они более устойчиво обосновываются в сознании масс, чем реальные факты. Более того, порой фактам просто не находится места. Математика считается одной из важнейших дисциплин и вокруг процесса ее изучения тоже появилось немало мифов, которые настала пора разложить по полочкам, отделив факты от домыслов.

2. Маленькие дети неспособны решать математические задачи

Ребенку просто недостаточно информации для решения задачи. К примеру, пятилетнему ребенку задали задачку: «У тебя на столе четыре яблока и два на полу. Сколько яблок у тебя всего?» Один ребенок скажет: «Четыре», другой же пересчитает на пальцах, сопоставит с общим количеством яблок и даст правильный ответ: «Шесть». При этом оба проявили себя как юные математики, способные смоделировать задачу и поискать пути к ее решению.

Дети знают о числах и счете. Второе, и более впечатляющее, они способны совмещать воедино свои знания и искать пути к решению задач. Просто нужно предлагать им такие задачи, которые интересны. Например, если ребенок любит динозавров, задача может выглядеть так: «Два трицератопса уже у воды и три еще подойдут. Сколько их всего будет?» Просто начинайте с небольших чисел.

3. Маленькие дети должны заниматься математикой сидя

Для всех детей, а особенно для маленьких, обучение математике должно быть приятным занятием, а не тяжелой обязанностью. На первом этапе очень важно, чтобы обучение включало в себя обдумывание, активное экспериментаторство и беседы о математических понятиях всех типов: числах, формах, соотношениях, местоположениях, длинах, площадях, моделях и прочем тому подобном. Дети могут спорить о том, кто больше, а кто меньше или рисовать карты игрового пространства.

Детей следует заинтересовать различными видами активности: строительству из кубиков или подсчету числа шагов. Играйте в игры. Считайте точки на игральных костях. И вносите немного математики в разные игры.

4. Занятия математикой проводятся в ущерб грамотности и общению

Как раз наоборот. Математика прекрасный повод говорить и слушать. Можно считать шаги, ступеньки, игрушки. И, разумеется, говорить об этом. Обсуждать формы тех или иных предметов. Математика — бесконечная тема для разговоров. Дети любят играть в настольные игры и, если включить в них обсуждение форм игровых предметов и их количества, то общения в процессе игры станет только больше.