В Средней Азии хотят «воскресить» каспийских тигров

Илья Хель

Каспийские тигры, одни из самых крупных кошачьих, которые когда-либо существовали, трехметровые и стокилограммовые, встретили свою мрачную судьбу в середине 20 века. До середины 1960-х годов, когда их стали считать вымершими, они встречались на месте современной Турции и по всей Центральной Азии, включая Иран и Ирак, до северо-западного Китая. Причины их гибели довольно многочисленны: отравление и пленение щедро оплачивал бывший СССР до 1930-х годов; ирригационные проекты эпохи СССР уничтожили тугайные леса (прибрежные и речные экосистемы деревьев, кустарников и болот), а заросли тростника, в которых жил тигры, исчезли. Вместе с исчезновением прибрежной среды обитания исчезли и тигры.

В Средней Азии хотят «воскресить» каспийских тигров. Фото.

Но есть шанс, что тигры — благодаря подвидам, которые почти идентичны генетически вымершим каспийским, — могут вернуться в Центральную Азию. В журнале Biological Conservation появилось исследование, в котором излагаются варианты восстановления тигров в Центральной Азии и определяется перспективное место в Казахстане, которое могло бы поддерживать популяцию из 100 тигров в течение 50 лет.

«Территории каспийских тигров были огромны», говорит профессор Джеймс Гиббс, член исследовательской группы и консервационный биолог в Сиракузах, Нью-Йорк. «Когда они исчезли, число стран, принимавших популяции тигров, сократилось более чем наполовину».

Ученые говорят, что введение тигров в некоторые места Казахстана не сразу покажется объемным, но станет важным первым шагом.

«Идея реинтродукции тигров в Средней Азии с использованием дальневосточного амурского тигра в качестве «аналогового» вида обсуждается уже 10 лет. Ее значительно поддерживало правительство Казахстана в 2010 году во время Глобального форума спасения тигров в Санкт-Петербурге», говорит Михаил Пальцин, докторант ESF, курировавший аналитические аспекты исследования.

«Но программе нужна была сильная научная база для оценки полного потенциала среды обитания для тигров и более глубокое исследование различных возможных результатов реинтродукции в различных сценариях», говорит он.

Помимо Пальцина и Гиббса, исследовательская группа включает ученых ESF Лизу Егорову, Игоря Честина, Ольгу Переладову и других. Ученые говорят, что возможности восстановить тигров в Иле-Балхашском регионе западного Казахстана способствуют два фактора:

  1. Распад Советского Союза и введение рыночной экономики во вновь созданных государствах привело к восстановлению местообитаний тигра в некоторых районах, поскольку финансируемые государством сельскохозяйственные программы вдоль рек были заброшены.
  2. Последние работы в филогенетике (изучение эволюционной истории) указывает на то, что каспийские тигры были в тесном родстве с амурскими тиграми, которые живут до сих пор, что делает амурских тигров вероятным «аналоговым» видом для восстановления тигров в регионе.

Пальцин также отмечает проблемы, которые предстоит решить, прежде чем тигры снова будут блуждать по старым землям.

«Во-первых, необходимо остановить деградацию прибрежной зоны, вызванную неконтролируемыми пожарами. Во-вторых, необходимо восстановить популяцию диких копытных животных в этой области. Только на это уйдет до 15 лет», говорит Пальцин. «В-третьих, необходимо позаботиться о безопасности человека и социоэкономических выгодах местного населения, чтобы обеспечить стабильное будущее для тигров и людей. Наконец, Казахстану и Китаю необходимо регулировать потребление воды из реки Или, чтобы поддерживать достаточный уровень воды в озере Балхаш для тугайской экосистемы — главной среды обитания тигров. Впрочем, правительство Казахстана вроде как готово встретить эти трудности, чтобы вернуть тигров в Среднюю Азию».

Реинтродукция тигров получила поддержку от правительства Казахстана и местных общин из-за потенциальной экономической выгод от возможностей туризма в дикой природе, роста малого бизнеса и занятости в Иле-Балхашском природном заповеднике.

В ходе исследования ученые проанализировали научную литературу, которая показала, что каспийский тигр когда-то жил в районе от 800 000 до 900 000 квадратных километров, в основном в пределах отдельных участков прибрежных экосистем (земли вдоль рек или ручьев). Как правило, два или три тигра занимали площадь в 100 квадратных километров.

Пространственный анализ показал, что варианты интродукции амурского тигра в Центральной Азии ограничены. Но по крайней мере два места подходят для восстановления тигров, и оба в Казахстане. Наиболее перспективным местом является дельта реки Или и прилегающее южное побережье озера Балхаш. Это озеро — 15-е по величине в мире.

Популяционные модели для животных, на которых обычно охотятся тигры, — кабан, бухарский олень и косуля — предполагают, что эта область сможет поддерживать популяцию 64-98 тигров в течение 50 лет, если ввести от 40 до 55 тигров.

Амурский тигр пока остается очевидно единственным подвидом, которому удалось значительно увеличить численность за последние 65 лет. Ученые полагают, что 520-540 тигров до сих пор живут в дикой природе. Перемещение части их с Дальнего Востока в дельту реки Или может быть достаточно, чтобы в конечном итоге создать дикую популяцию за 50 лет и не повредить русскому населению, говорится в исследовании.