По интеллекту вороны не уступают шимпанзе

Алекс Кудрин

Вороны, галки и другие представители семейства врановых, возможно, вскоре заставят нас по-другому воспринимать выражение «птичьи мозги». В задачках на сообразительность они демонстрируют не меньшие успехи, чем шимпанзе. О таких выводах сообщает работа, опубликованная недавно в журнале Лондонского королевского общества.

По интеллекту вороны не уступают шимпанзе

Ученым давно известно, что размер мозга сам по себе не является показателем интеллекта. Новая работа, проведенная международной группой исследователей, подтвердила, что интеллект в значительной степени определяется структурой мозга и количеством содержащихся в нем нейронов.

В ходе исследования птицы проходи тест «цилиндр», который раньше использовался для выяснения интеллектуальных способностей различных видов приматов. В эксперименте принимали участие пять воронов, десять галок и десять новокаледонских ворон. Ученые помещали пищевую приманку внутрь прозрачной трубки и наблюдали за действиями птицы: догадается ли она добраться до пищи с торца трубки или будет бесплодно бить клювом в ее стенку.

Сначала птиц обучали добывать пищу, помещая приманку внутрь непрозрачной трубки. После этого опыт был повторен с прозрачным цилиндром. С задачкой справились все без исключения вороны, 97% ворон и 92% галок.

«Наше исследование доказало, что врановые в эксперименте с цилиндром проявляют не меньшие интеллектуальные способности, чем человекообразные обезьяны», — заявил в интервью «Хаффингтон Пост» участник исследования Кэн Кабедайа (Can Kabadayi).

Ученые пришли к выводу, что врановые и крупные приматы имеют схожие фундаментальные когнитивные механизмы.

Об интеллекте врановых известно уже давно. Проявления их умственных способностей разнообразны: от сложного социального поведения до распознавания лиц. Кроме того, у этих птиц отличная память. Известны случаи, когда вороны прятали пищу в 200 разных местах и помнили каждое из них.

Несмотря на интересные результаты работы, сторонние эксперты предостерегают от слишком буквального их толкования.

«Думаю, это исследование продвигает нас в понимании когнитивных процессов у птиц. Однако по результатам этой работы я бы не стал делать далеко идущих выводов. Наиболее важным представляется то, что врановые способны решать задачи не хуже приматов, не обладая при этом руками и большим мозгом», — заявил доктор Кевин Макгоуэн из Корнелльской орнитологической лаборатории.

Соглашаясь с ним, Кабедайа отмечает, что необходимы дополнительные исследования, которые прояснят связь между когнитивными способностями и структурой птичьего мозга.