#чтиво | Планы землян на космос до 2020 года

Илья Хель

На изображении вы видите концепт того, как марсоход Кьюриосити использует инструмент ChemCam для исследования состава скальной породы. ChemCam испаряет цель лазерным лучом, а телескоп и спектрометр определяет химический состав элементов на основе паров. На самом деле, лазера видно не должно быть, но на изображении всего лишь иллюстрация действия луча. Мы уже писали о том, что следующей миссией NASA станет исследование темной стороны Луны, но что планирует осуществить космическое агентство до 2020 года?

ChemCam

Земля еще не отряхнулась от взвеси пыли, вызванной безупречной посадкой марсохода Кьюриосити, а также данными, которые сообщает исследователь Марса с красной планеты. Но космическое агентство планирует отправить еще один марсоход, и не так давно NASA подтвердило свои планы официально. Другой марсоход, построенный точно так же, как Кьюриосити, севший в кратер Гейла этим летом, отправится в космос через восемь лет.

«Задача по реструктуризации исследовательской программы Марса очень быстро перешла от семи минут ужаса во время приземления Кьюриосити к семи года инноваций», — рассказал Джон Грансфелд, администратор NASA по науке, а также бывший астронавт.

Новый марсоход отправится на Марс в 2020 году и будет обладать определенным сходством со своим старшим братом, хотя пока до конца не ясно, каким именно сходством. В любом случае, схема посадки устройства будет практически такой же, поскольку первая оправдала себя, хоть и казалась безумной.

Как и Кьюриосити, новый марсоход должен проделать серьезную работу по подготовке платформы для посадки на Марс для будущих спутников. NASA уже отправляет исследовательские аппараты на Марс, но еще один марсоход станет приятным дополнений для этой группы.

Возьмем, к примеру, MAVEN, миссию, цель которой — изучить Марс на предмет обнаружения метана, а также выяснить, почему с Красной планеты улетучилась атмосфера, которая там предположительно была. Потом NASA запускает зонд InSight, который должен исследовать Марс, пробурив 30 футов марсианской коры.

InSight

В течение следующих двух лет акцент постепенно сместится в сторону Европы, космическое агентство которой запускает миссию ExoMars совместно с Россией. Изначально они собирались работать вместе со Штатами, но в NASA отказались, сославшись на ограничение в финансах. Неделю назад Грансфелд рассказал, что NASA поможет с оборудованием «Electra», которое обеспечит ExoMars аппаратное обеспечение для коммуникаций с Землей, а также критические компоненты для астробиологического инструментария.

Первая часть миссии является орбитальной, а вторая (рассчитанная на 2018 год) включает марсоход с инструментами для молекулярного анализа.

И вот, в 2020 году, инженеры в синих рубашечках из Лаборатории реактивного движения представят новый марсоход. Пока NASA тщательно раздумывает над тем, чем напичкать транспорт — дрелью, перфоратором и другими, менее разрушительными аналитическими инструментами. Вполне возможно, что там будут даже специальные механизмы по доставке образцов марсианской породы на Землю.

Хорошие новости заключаются в том, что у космического агентства есть некоторая фора. Кьюриосити работает просто восхитительно, сделал несколько интересных открытий — и сделает еще, а люди, которые сделали все возможное, обладают достаточным количеством времени, чтобы спланировать еще одну миссию.

У Кьюриосити еще очень много работы, но если марсоход за несколько месяцев сделал множество любопытных открытий, а вся миссия рассчитана на два года (а сколько он еще проработает после этого), можно ожидать, что будет еще интереснее, когда подойдет время запуска нового марсохода на поверхность Красной планеты.

По плану NASA, новый ровер будет работать до победного конца, насколько вообще долго может прожить марсоход. И если Оппортьюнити дал инженерам полезную пищу для ума, новый марсоход должен прожить не меньше. Кроме того, новая миссия входит в пятилетний бюджетный план Барака Обамы на 2013 год, что в принципе может быть неплохим стартом.

Единственное, что смущает — это ограничение других возможных операций в космосе в пользу марсианского вопроса. Меньше будет исследован Титан.  В прочем, по мнению Грансфелда, NASA делает все правильно, считая Марс отправной точкой. Пунктом отправления в космос, который нужно тщательно и качественно сработать.

Источник: popsci.com