Зачем московскому метро система, отслеживающая телефоны?

Илья Хель

Вчера стало известно, что власти Москвы планируют оснастить метрополитен новой системой отслеживания, якобы для поиска украденных телефонов. Но никто не верит в истинные цели этой затеи. Похоже, столичный метрополитен хочет войти в список самых необычных метро мира. Но это вряд ли.

Московский метрополитен

Как сообщают «Известия», новая система будет работать в диапазоне пяти метров. Система будет автоматически фиксировать SIM-карты, которые находятся в поиске, и отслеживать их перемещение. Вот что сообщил Андрей Мохов, начальник оперативного отдела полиции московского метрополитена:

«Для полноценной работы датчики должны быть установлены на всех камерах системы видеонаблюдения на станциях, в вагонах метро и вестибюлях. Если у человека украли телефон и он обратился к сотрудникам полиции, дежурный тут же забьет номер мобильника в систему, и та покажет станции, на которых была зафиксирована эта «симка». Полицейский сможет просмотреть изображения с камер в момент, когда датчик зафиксировал карту, чтобы определить круг подозреваемых и направить ориентировки коллегам на станции, на которую преступник может отправиться дальше. При этом неважно, включен телефон или нет. Главное, чтобы внутри оставалась SIM-карта».

Зарубежные эксперты, однако, считают, что местные власти на самом деле разворачивают «стингрей» или «поисковик IMSI» — устройство, которое может обмануть телефон и «симку», направив их на подставную мобильную вышку. IMSI — это 15-значный уникальный номер, которым оснащается каждая SIM-карта. Такое устройство запросто можно использовать, чтобы увидеть, какие телефонные номера используются в выбранной зоне или даже перехватывать голосовые звонки.

«Многие технологии наблюдения создаются и разворачиваются с законными целями, однако развертывания IMSI-поисковиков не только не пропорционально, но и не нужно для идентификации украденных телефонов», — отметил Эрик Кинг из Privacy International.

Исполнительный директор Ассоциации индустрии безопасности Александр Иванченко считает, что для эффективной работы системы понадобится очень много датчиков.

«Если зона действия составляет 5 м, устанавливать их необходимо через каждые 10 м, — заявил Иванченко. — Иначе маршрут будет неточным и поймать нужного человека среди многомиллионного пассажиропотока метро будет абсолютно невозможно».

Эксперт предположил, что система создается не для поисков мобильных телефонов, ее цель — обеспечить силовиков большим уровнем контроля.

«Очевидно, что стоимость системы будет несоизмерима со стоимостью всех похищенных телефонов, — считает Иванченко. — К тому же эффективные технологии борьбы с кражами уже известны: в США, например, владельцу похищенного телефона достаточно позвонить оператору — и украденный аппарат перестанет работать, даже если в него вставить другую SIM-карту».

А вот метро Лос-Анджелеса получило «вечный двигатель». Но это было так давно, что никто не помнит.