Павла Дурова вынудили открыть рекламную биржу для сообществ?

Илья Хель

Вчера Павел Дуров, основатель социальной сети «ВКонтакте», официально сообщил, что «на этой неделе произойдет открытие биржи постов — системы, которая позволит каждому создателю сообщества «ВКонтакте» начать получать ежемесячный доход». Сам сервис в режиме беты стал доступен всем желающим по адресу vk.com/ads или в соответствующем разделе личного кабинета. Хорошо это или плохо? «ВКонтакте» решила обогатиться под давлением мощных акционеров, требующих дивиденды, или же все к тому и шло?

VK

О том, что биржа скоро откроется, сплетничают уже год. Причем как администраторы сообществ, которым не терпится (и которым отчасти неудобно) увидеть официальные цены на рекламу в своих «уютненьких», так и рекламодателям, которым край как неудобно подыскивать удобные целевые площадки для рекламы. О том, какой станет биржа на этой неделе, пока неизвестно, но первые намеки на официальный вид можно увидеть уже сейчас.

ВКонтакте

«Возможности, которые открывает это нововведение, колоссальны; мы присутствуем при масштабном эксперименте. Впервые появляется платформа для того, чтобы рекламодатели такого крупного ресурса, как «ВКонтакте», могли напрямую закупать рекламное место у создателей отдельных групп и публичных страниц.

Потенциально новая издательская платформа создаст десятки тысяч новых рабочих мест — для редакторов, журналистов, художников, фотографов. Для многих ведение групп и публичных страниц «ВКонтакте» из хобби превратится в легальный и перспективный вид бизнеса.

Мы предусмотрели максимально выгодные условия для всех, кто поддерживает крупные сообщества в нашей сети. Комиссия «ВКонтакте», включая рекламные агентства, для подавляющего большинства сообществ составит всего 20 % — небывало низкая цифра для российского рынка рекламы. Комиссия для десятков крупных сообществ с ежедневным охватом в сотни тысяч пользователей будет выше, однако и в их случае большая часть дохода достанется именно создателям сообществ», — из официальной записи Павла Дурова на его собственной страничке «ВКонтакте».

Нет ничего удивительного в том, что «контакт» наконец обзавелся собственной биржей рекламных постов. Во-первых, нужно было привести в порядок хаотичную рекламу, которая родилась сама по себе, появилось предложение (паблики), появился спрос (рекламодатели), спрос нашел предложение. Во-вторых, комиссия — она будет составлять 20 %, а если приблизительно оценить цены на рекламу в крупнейших пабликах и умножить на ее количество, можно догадаться, что свое «контакт» получит. В-третьих, о том, как монетизировать «ВКонтакте», руководство компании думало давно. Таргетированная реклама работала крайне плохо, а идти на радикальные меры Павел Дуров никогда не хотел (хотя иногда приходилось). Но учитывая то, что доля основателя VK.com стремительно сокращается, а сам Дуров тихонечко допиливает Telegram, хоть за ним остается решающее слово, решение пришлось-таки принять в пользу доллара.

Насколько «колоссальные» возможности предоставит биржа всем нам, Павлу еще придется оценить на следующей неделе.