Готовы ли мы к самоуправляемым автомобилям?

Илья Хель

Я вполне уверен в своих водительских навыках сегодня, но моим навыкам водителя будущего еще предстоит пройти проверку. Общепризнано, что появление самоуправляемого транспорта сделает наши дороги безопаснее, однако остаются серьезные сомнения о том, как мы, люди, адаптируемся к роботам-автомобилям. Научиться водить самоуправляемый автомобиль может быть куда сложнее, чем кажется. Одна лаборатория изучает нашу возможную реакцию на передачу рулевого колеса компьютеру.

Автомобили

«Пройдя через дверь, вы можете даже не понять, что это полноразмерный автомобиль», — говорит доктор Ануй Прадхан, показывая мне невзрачный офис на верхнем этаже Института исследований транспорта при Мичиганском университете, рассказывает корреспондент BBC Джек Стюарт.

Авто

И он прав. Комната внутри куда больше, чем я ожидал, а в ее центре находится обычный на вид семейный хетчбэк. Это особенная комната, вдоль всех ее стен тянутся гигантские экраны, готовые забросить меня в самую разную водительскую среду. Это будет такой опыт погружения, вроде виртуальной реальности, только учиться я буду не вождению, а не-вождению.

«Мы хотим имитировать возможности самоуправляемого транспорта, чтобы понять поведение человека-водителя во время езды», — говорит Прадхан. И поправляет себя: «Если они не водят сейчас, они не водители и не операторы». Даже исследователям, работающих в этой области, быстро меняющийся мир автомобилей без водителей и терминологии может доставить неудобства.

По мере того как мы движемся вперед, я ощущаю вибрацию и слышу шум мотора — из басовитых динамиков. Пока мы не достигнем точки, когда автомобили будут самоуправляемы на 100%, люди будут перехватывать контроль в экстремальных обстоятельствах, когда компьютер решит, что есть задачи, с которыми он справиться не может. Этот переход от человеческого контроля к компьютерному будет крайне важным.

Сидя за рулем, я начинаю понимать, какие типы сценариев изучают ученые. Я ставлю ногу на тормоз и передвигаю автоматический селектор передач на Drive. Мы начинаем движение, и я чувствую вибрацию и шум двигателя. Такая езда напоминает мне что-то среднее между реальностью и игрой, довольно весело. Я знаю, что вокруг ветрового стекла есть четыре камеры, так что ученые точно знают, на что я смотрю. Чувствую себя слегка неловко, но концентрируюсь на полосе движения и жму кнопку ON на рулевом колесе.

Опасности отвлечения

Женский голос из компьютера оповещает: «активирован автоматический режим», и я слегка расслабляюсь. В этот момент, я знаю, изучается моя реакция. Сначала было тяжело оторвать глаза от дороги. Десятки лет вождения научили меня, что это плохо. «Люди не привыкли водить автоматический транспорт, поэтому мы на самом деле не знаем, как будут реагировать водители, когда контроль будет брать на себя автомобиль», — говорит Прадхан.

Водитель

Сможем ли мы расслабиться, начать строчить эсэмэску, вздремнуть? Или будем сидеть, сжимая руками руль, напряженно и с ожиданием готовясь перехватить управление? Большое обещание автоматизированного транспорта в том, что мы сможем отвлечься, когда захочется. Опасность появляется, когда человек не сконцентрирован на дороге, а автомобиль внезапно захочет передать ему контроль. Водитель, который смотрел в свой телефон, теперь не знает, где находится, что вокруг, что происходит. В считанные секунды он должен будет все оценить и принять правильное решение. Ирония в том, что происходит такое только в чрезвычайных обстоятельствах.

«Вождение — во многом это, по сути, знание ситуации», — говорит Прадхан. Вы можете проверить его слова на себе. В следующий раз, когда будете за рулем, потратьте минуту, пытаясь осознать все, что вы знаете о ситуации. Возможно, за рулем автомобиля, который вы обогнали, сидел молодой юноша, поэтому с ним нужно было быть осторожнее. Возможно, автомобиль впереди готовится затормозить, поэтому и вам нужно будет успеть нажать на тормоз. Впереди пост ДПС, значит вам нужно внимательнее следить за скоростью.

Все это знание ситуации — картинка, которая автоматически выстраивается со временем, а не просто моментальный снимок. Поэтому когда компьютерный голос закричит «автоматический режим отключен», а вы увидите задницу грузовика, в который мчитесь на высокой скорости, вы либо успеете среагировать, либо нет. Вы окажетесь в неудобном положении. Как показывает эксперимент BBC, за рулем автономного автомобиля довольно легко расслабиться.

Отчасти интересный вопрос возникает, когда мы думаем о водителя-новичках. Люди, которые водят всего несколько лет, скорее всего, будут принимать на себя контроль в крайне редких ситуациях, но эти ситуации могут оказаться наиболее экстремальными и опасными. «Должны ли мы допускать к возможности управления самоуправляемым транспортом лишь водителей с пяти-семилетним стажем? — задается вопросом Прадхан. — Самоуправляемые автомобили существуют, это круто. Технологии осуществляют прорыв, но сейчас, я думаю, нам нужно больше заняться поведением людей — этих манекенов за рулем».

Технологии могут быть готовы, но большой вопрос: готовы ли вы?