Koss UR50 — бюджетная модель от пионеров портативного аудио

Павел Дмитриев

Как-то так получается, что я в основном рассказываю о наушниках «меломанских», не всегда известных широкой аудитории, и обхожу вниманием модели популярные, которые можно найти на каждом шагу. Я решил исправить этот недостаток и рассказывать про разные модели, которые чаще всего встречаются в магазинах (например, недавно писал про Audio-Technika ATH-CKM-55), в этот раз расскажу про еще одну ходовую модель Koss UR50. Но для начала — не могу немного не рассказать о самой компании Koss.

Вид сбоку

Если бы Джон Си Косс (John C Koss) начинал свое дело в наше время, его бы точно назвали стартапером. Деньги, подаренные ему на свадьбу (значительная по меркам 50-х годов прошлого века сумма в 200 долларов, предназначавшаяся для покупки дивана), Джон с супругой решили вложить в бизнес. Покупая подержанные телевизоры, Косс с супругой давали их в аренду пациентам больниц Милуоки. Бизнес приносил деньги, но весьма скромные, и Косс стал искать пути диверсификации рынка.

Джон Си Косс

В 1955 году судьба свела Джона с еще одним талантливым инженером — Мартином Ланге-младшим. Прощупывая рынок, они начали выпускать разнообразные устройства, начиная с тестера для ремонта тех же телевизоров и заканчивая портативным проигрывателем. Конечно, сейчас этот портативный проигрыватель выглядит, мягко говоря, большим, но в то время портативной считалась техника, которую один человек мог поднять и пронести 100 метров без риска получить грыжу. В качестве «изюминки» для этих проигрывателей, партнеры решили дать возможность слушать музыку в наушниках. Стоит сказать, что решение по тем временам было инновационным, в конце 50-х наушники использовали пилоты, телефонисты, но не слушатели музыки. Косс и Ланге собирали первые наушники прямо в гараже (а не был ли это первый «гаражный стартап» в истории?). Фактически, эти наушники «допиливались» из модели, использовавшейся авиаторами (про еще одну такую модель ниже). На выставке в 1958 году в Висконсине, наушники произвели настоящий фурор, а проигрыватель остался незамеченным.

Koss SP3

Быстро сообразив, откуда дует ветер, Джон наладил выпуск первых персональных наушников, которыми стала модель SP-3. В начале 60-х музыка набирала популярность в связи с появлением персональной техники для прослушивания записей, и наушники пришлись ко двору очень многим. С умом расширяя модельный ряд, Джон Косс вел компанию к успеху. На рынок подтянулись конкуренты: AKG, Beyerdynamic, Sennheiser. В 70-е ведется множество экспериментов, опробуются разные технологии (прочитать про них можно здесь), не отдыхают и инженеры Koss Corporation. Они создают одну из лучших линеек своих наушников: Pro. Полностью металлические, с характерным кругляшком на чашке, оставшимся на память от «прародителей» — наушников пилотов вертолетов. Последняя модель этой линейки Pro/4 AAA выпускалась с 1977 по 1985 год включительно. По меркам того времени, эти наушники были настоящим хайфаем и стоили 200 долларов. Сейчас, конечно, есть много моделей с более ровным и нейтральным звуком, но Pro/4 AAA по-прежнему ценятся коллекционерами за их своеобразный звук. Именно в наушниках линейки Pro/4 работали звукорежиссеры 70-х, именно в них создавались многие рок-хиты того времени. Поэтому эти наушники — отличный способ услышать звук таким, как он задумывался звукорежиссером.

Koss Pro/4AAA

Я тоже не удержался и купил на вторичном рынке Koss Pro/4 AAA в хорошем состоянии. Интересная особенность наушников этой линейки — прорезиненные амбушюры, наполненные силиконовым гелем. Они обеспечивают отличнейшую звукоизоляцию (наушники практически «присасываются» к ушам) и оказывают мало влияния на звук (в отличие от того же бархата). Главный недостаток один — со временем этот силикон отвердевает до состояния хорошего дерева, и наушники становится больно надевать. Именно такая пара мне и досталась. Я быстро понял, что со старыми амбушюрами дела не будет и безуспешно попробовал их найти на eBay. Порыв интернет, я нашел их на сайте самой компании Koss, но в их онлайн-магазине их не оказалось в наличии. Вспомнив про то, что наушники серии Pro/4 обладают пожизненной гарантией, я написал прямо в поддержку компании вопрос: где купить амбушюры. Каково же было мое удивление, когда я получил ответ с извинением за то, что амбушюр нет в магазине, и предложение выслать мне пару бесплатно.

Спустя несколько недель, я стал обладателем новой пары амбушюр и великолепных винтажных наушников 70-х годов в идеальном состоянии (когда-нибудь я про них напишу, с ламповым усилителем они способны дать новую жизнь року 70-х). Вот таким должен быть сервис…

К сожалению, в ходе кризиса на рынке наушников, компания Koss чуть не разорилась (чему немало способствовал нанятый управляющий, помимо ряда провалов на рынке, ответственный еще и за хищения в крупных размерах), поэтому у руля компании снова встал Джон, а в начале 90-х — его сын Майкл. Умело взятый курс на наушники бюджетного сегмента, позволил компании избежать банкротства, которое тогда казалось почти неминуемым, и выйти в ведущие производители наушников недорогого сегмента.

Некоторые их модели стали настолько хитами, что известны практически всем: Koss the Plug, Pathfinder, ну и, конечно же, великие Porta Pro (и Sporta Pro).

Koss Portapro

Помимо Pro/4 AAA у меня есть еще простая бюджетная модель UR50, о которой я и расскажу.
Коробка

Технические характеристики

  • Тип наушников: динамические, закрытые
  • Диапазон частот: 16 Гц — 22000 Гц
  • Импеданс: 36 Ω
  • Чувствительность: 102 дБ/мВт
  • Подключение кабеля: двухстороннее
  • Разъём: 3,5 мм, прямой
  • Провод: 1,2 м

Вид снизу

Упаковка и дизайн

Наушники относятся к бюджетному сегменту (средняя цена в районе 1500 рублей), поэтому все сделано просто, но аккуратно. Упаковка — плоская, из толстого черного картона с пластиковым окном, в котором видны наушники. Провод смотан в нижнюю часть коробки.

Вид сзади

Наушники в основном пластиковые, серебристого цвета. В оголовье, правда, не пожалели и вставили стальную пластину, так что за его долговечность беспокоиться не приходится. Чашки вращаются на 90°, что позволяет наушникам плотней прилегать к голове и порой упрощает их хранение. Все собрано нормально, сильной расхлябанности, скрипов и других недоработок конструкции нет.
Вид сбоку

Декоративными элементами наушники не балуют: кроме логотипов Koss на каждой чашке их фактически нет. Провод симметричный и подходит к каждой чашке, он весьма толстый и гибкий, к прочности претензий быть не может.
Вид снизу

Приятное ощущение оставляют и амбушюры с оголовьем: они мягкие, из приятного кожзаменителя. Звукоизоляция очень хорошая, а вот комфорт подкачал. Во-первых, амбушюры маловаты, и их нижняя часть прижимает мочку уха, во-вторых, мне еле хватило размера оголовья, при том что у меня не самая большая голова. В общем, если будете брать наушники — рекомендую их предварительно примерить.
С Fiio X3

Звук и совместимость

Не буду тут сильно много расписывать: наушники бюджетные, поэтому звук имеет явный уклон в бас. Средние и высокие частоты за ним очень плохо слышно, что особенно удивительно, так как излучатели Koss обычно использует неплохие (те же KSC-75 тому примером). Если разобрать наушники и поиграть с демпфированием (в интернете масса советов на этот счет), звук выравнивается, становится понятно, что потенциал у излучателей есть. Почему этого не сделали сразу на заводе — загадка.

Оголовье

Наушники играют с любым источником, запаса по громкости хватает даже у простых плееров.
Ругуляторы

В целом, могу порекомендовать UR50, если вам хочется побольше баса и неплохую звукоизоляцию. Также UR50 могут подойти желающим поэкспериментировать со звуком наушников самостоятельно.
Внутри чашек

Выводы

Знакомство с первым представителем современной линейки Koss вышло немного неудачным, наушники — типичные представители бюджетного сегмента, причем экономия пришлась как раз на звук. К счастью, у компании Koss есть масса наушников с куда более качественным звуком, о которых я надеюсь рассказать в будущих обзорах.